Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ помощи и поддержки. Есть такое понятие в арсенале указаний штаба морских операций как рекомендация. Это ежесуточно высылаемые на ледоколы и транспортные суда профессионально обоснованные советы, как лучше построить тактику арктического плавания. Ис­ следование, посвященное гражданскому атомному флоту - это тоже плавание со многими неизвестными. В нем неоценимую помощь оказал, еще будучи начальником штаба морских операций, ветеран атомфлота Николай Григорьевич Бабич. Наше деловое и творческое общение продолжилось и после его выхода на пенсию, когда из да­ лекого южного Белгорода он прислал в Мурманск целую рукопись с воспоминаниями-комментариями после прочтения первой книги об атомоходах. Кстати, мера отзывчивости людей, искренне болеющих за дело своей жизни, отнюдь не измеряется личным знакомством. С руководителем экспедиции по высадке на льдину дрейфующей станции «Северный полюс-10» Дмитрием Дмитриевичем Максутовым я по сей день не знаком и даже не знал, где он и что с ним сегодня. Помог случай. На конференции по истории морского флота в Ар­ хангельске познакомился с профессором ЦНИИ им. Крылова К. Е. Сазоновым и от него узнал, что в свои 90 с лишним лет Максутов работает в этом институте. Кирилл Евгеньевич помог выйти на контакт, так в первой книге появились воспоминания-комментарии выдающегося, по моему глубокому убеждению, человека, которому стоило бы отдать должное со стороны нашего государства и обще­ ства. Также, через главного консультанта книг по научным вопросам, сотрудника ДАНИИ Сергея Викторовича Фролова, удалось получить воспоминания участника дрейфа во льдах французской яхты «Тара» ученого ДАНИИ Александра Сергеевича Петрова. Закрывая тему консультантов, назову имена еще двоих. Преклоняюсь перед долго­ терпением капитана Мурманского морского пароходства Валерия Ивановича Шестопалова и главного инженера-механика на разных атомоходах Эдуарда СергеевичаТашева. Сколько часов мы провели, разбирая нестандартные ситуации, случавшиеся в Арктике, сколь­ ко выдержки они проявили, объясняя непрофессионалу тонкости судоводительского и морского инженерного дела... Отдельно хочется сказать о человеке, который эти слова благо­ дарности не услышит, но без него первая книга была бы намного беднее. С Іеоргием Осиповичем Кононовичем я мечтал познако­ миться и была уже договоренность о встрече, но помешала тра­ гическая гибель капитана. Тогда пароходство готовило к изданию его книгу «Законы моря». И вот Кононович неожиданно вернулся в 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz