Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
Сергеевич Давыдянц на первом атомном ледоколе «Ленин», на нем же и вырос до капитана. Ему есть с чем сравнивать. В том числе, и в отношении условий жизни и работы моряка. «Ленин», конечно, строился штучно, или, как говорят теперь, эксклюзивно. Потому и сейчас на борту ледокола, уже музея, не покидает ощущение тепла, исходящего от деревянных, красиво инкрустированных панелей, чего остро не хватает в бесчувственном пластике интерьеров современ ных атомоходов. Наверное, далеко не все из того, уже далекого про шлого, должно было уйти безвозвратно. Что касается дела, так оно и есть. Функциональная универсальность, закладываемая в ледокол ЛК-60Я, это своеобразное повторение уже на новом витке развития идеи универсальности, присущей и первому атомоходу «Ленин», ко торый был нарасхват в Арктике. С него высаживали полярников на льдину, он спешил с грузами продовольствия или другого жизненно необходимого снабжения на отдаленные точки в Арктике, куда не могли пройти суда-снабженцы, был спасателем, когда возникала угроза существованию судна или отдельного человека, он первым в экспериментальном варианте осуществил транзитную проводку по Севморпути другого ледокола в небывало ранние весенние сроки... Но, как следует из рассказа капитана, в отношении к человеку, работающему и обитающему на самом ледоколе, такой преемствен ности не хватает. Закрадывается опасение, что первенец нового поколения атомных ледоколов по отношению к моряку не станет приятным эксклюзивом комфортных условий работы и жизни, а сразу перейдет в серию атомоходов с серийно-монотонным одно образием. В советское время такое встречалось сплошь и рядом. Вспоминаю случайное знакомство с летчиком штурмовой авиации, который помог в беде, свалившейся на мой автомобиль на отдален ном от населенных пунктов участке шоссе Мурманск - Петербург. Пока вместе одолевали далекий путь, о многом переговорили, в том числе и о работе. Оказалось, человек, летающий на сверхскоростных реактивных истребителях, живет в бараке с печным отоплением и удобствами во дворе. Невольно закрадывается мысль: все мы тогда не жили, как люди, а были мобилизованы жить по кем-то принятым правилам, нормировавшим ладно бы работу, но и отдых, время, по идее принадлежащее только тебе самому. А что сегодня? Всплыл в памяти еще эпизод из разговора с главным инженером Росатомфлота М. М. Кашкой. Он точно подметил: «Сегодня молодые 238 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz