Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ - Поговорим об экологии. Американцы сделали расчеты расхода топлива на судах-контейнеровозах мощностью 150 тысяч лошадиных сил, если использовать обычное органическое топливо. И цифры вы бросов в атмосферу Арктики поражают воображение... А атомоходы ничего не выбрасывают. - Но есть и другая сторона медали. Когда говорим, что такие чистые атомоходы идут в Арктику, мы провоцируем идти следом за ними массу других судов, работающих на органическом топли ве... По-моему, надо экологию рассматривать и в тесной связи с экономикой атомного и дизель-электрического флота. Мы сделали расчеты экономики в сравнении атомного ледокола (60 мегаватт) и дизельного (мощностью 46 мегаватт). Мы даже не брали в рас чет, что дизельный будет уходить на бункеровку, что сокращает его эксплуатационный период. На Балтике мы работали, за месяц стояли всего 12 часов. А любой дизельный ледокол был вынужден отвлекаться на бункеровку, как минимум, на трое суток. Возьмем годовые затраты на содержание ледокола. По зарплате мы больше. У нас высокая стоимость самого ледокола, амортизация. Но если мы берем годовые расходы на топливный цикл, то у нас значительно большая экономия расходов по сравнению с дизель- электрическими ледоколами. - Давайте подытожим этот разговор. - Пора перестать говорить, что мы особенные. Кстати, тема эта сейчас обсуждается и на отечественных атомных станциях. Корей цы же, французы, говоря об эффективности, напротив, сравнивают свои атомные станции со станциями тепловыми или гидро. А мы говорим, словно играем в песочнице: у меня круче всех реактор... Когдаже дома лампочка горит, возникает всего один вопрос: почему за час использованной электроэнергии я плачу именно столько-то? А уж откуда эта электроэнергия пришла, меня мало интересует. Так что уже в ближайшем будущем мы должны научиться жестко конкурировать с обычными технологиями. И тон здесь будет зада вать новый атомный ледокол. Его сооружение и эффективность в использовании позволят вести разговор о возможности постройки последующих ледоколов и судов с ЯЭУ Можно сколь угодно говорить о технических совершенствах и не совершенствах нового ледокола, но это все вопросы, обращенные больше к идеологам проекта. А как по-хозяйски распорядиться потенциалом, закладываемым в универсальный ледокол - вопрос,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz