Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ только построечных, а именно будущих затрат. Например, вопросы сервисного ремонта должны быть приоритетными, надо уходить от долгосрочных капитальных ремонтов. Почему так жестко боремся за экономию численности экипажа? Все понимаем, что человеку в море нужно хорошо платить, как минимум 2-3 тысячи долларов. И это не все. Человек в море, помимо зарплаты, просто дорогой. Это, к примеру, и цена подготовки специалиста.... Что касается экономии на строительстве первого двухосадочного, пока не планировали шибко экономить. Надо за выделенные деньги постараться получить максимум, хотя проблемы есть. Проект ле­ докола в 2009 году родился, но уже устаревает... К сожалению, три универсальных ледокола будут быстро строить­ ся. На двух последующих не получится учесть опыт эксплуатации первого. Когда «Арктику» и «Сибирь» построили, была пауза, чтобы оценить, что же получилось, прежде чем приступать к «России». С другой стороны, у нас из всех ледоколов только два построены практически идентичные. А это вопросы ремонтопригодности, ско­ рости ремонта, они очень важные. - А вас лично все ли устроило в проекте двухосадочного? - Как ни странно, малая осадка, по моему, практически не будет востребована. - Еще аргумент наших специалистов: всякое судно строится под один определенный режим эксплуатации, а тут вводят два режима работы... - А я считаю, что универсальность ледокола надо было еще боль­ ше повысить, ввести еще несколько функций. Та же возможность выдачи электроэнергии на берег. Возможность базирования боль­ ших вертолетов, может, даже двух. Расширение возможностей как спасателя. Есть, конечно, вопрос, что у нас будет превалировать в работе: то ли мы станем чистым линейным ледоколом для обеспе­ чения проводки судов, то ли нам предстоит обеспечивать работу буровых в море и многое другое... Если Штокман сегодня не так актуален, то востребованность ледокола в обеспечении прибреж­ ной добычи углеводородов теперь может вырасти. Что еще мы не сделали: не запроектировали трюмы для перевозки малых партий груза, цистерны для топлива. У нас сейчас возникают ситуации, когда пароход везет топлива меньше, чем сжигает по пути. Везет полторы-две тысячи тонн и мы его при этом еще и сопровождаем?!. Мы как бы на развилке сейчас стоим, не зная, что будет завтра. Возможно, загрузка работой на Сабетту будет такой, что не оста­ 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz