Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
трубу по дну, а метр этой трубы стоит миллион долларов... Пере валка не перевалка - тоже рассматривали... И до конца неясно, сколько всего надо ледоколов, у них же еще ледокол обеспечения предусмотрен... 235 судозаходов в год означает, что на работу в течение трех дней требуется два парохода. Один заходит, другой выходит, считай, на два надо умножать. Разойтись судам на этой акватории будет не просто: весь лед надо перелопатить... - При этих масштабах работы судов не поставит ли нас жизнь перед необходимостью уходить от берега, с мелководья, делать транзитные рейсы высокоширотными? - Так и будет. Выбора у нас другого просто не будет. В высоких широтах и расстояние плавания поменьше выйдет. В 70-80-е годы прошлого века бурно обсуждалась тема высокоширотных тран зитных перевозок по Севморпути. Вспомним экспериментальный рейс атомного ледокола «Сибирь» с дизель-электроходом «Капитан Мышевский» в 1978 году. Опыт был наработан огромный. Если бы не начались катаклизмы на родине, давно бы мы уже двигались в высоких широтах. А взять транспортные суда. В нынешней ситуации проблема встает так: вот построили арктический контейнеровоз или газовоз мощно стью 110 тысяч лошадиных сил. Как переработать эту мощность на трех винтах, да еще в ледовых условиях. Нужны винты диаметром не менее 8 метров. То есть винт требуется заглубить, чтобы он не соприкасался с поверхностным льдом. Но если у тебя осадка уве личивается, встает еще вопрос: где ты тогда можешь ходить? Пра вильно: на глубокой воде в высоких широтах. Эта же тема вставала и при обсуждении проекта двухосадочного атомного ледокола. - Капитан атомохода «50 лет Победы» В. С. Давыдянц высказался в разговоре, что у нас живуча советская традиция выбрасывать при постройке ледокола миллионы, но экономить на мелочах. Вроде бы все рассуждают по логике сегодняшнего дня: в стране тяжело, надо экономить... И никто не говорит, что сейчас на Севморпути перевозится 3-4 миллиона тонн, а завтра-послезавтра, когда все новые ледоколы заработают, будет грузооборот 30-40 миллионов... Атомоходы многократно окупятся и перекроют ту экономию, которая сегодня не способствует улучшению качества строящихся судов... - Новый ледокол должен работать хотя бы 10 месяцев в году, примерно 7 тысяч 800 часов. Сейчас те же «Таймыр» и «Вайгач даже на максимуме работают 6,5-6,8 тысячи часов. Поэтому очень много вещей должно быть учтено в экономике будущих затрат. Не 232 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz