Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ что раньше считалось геройством (шли в отсек с повышенным ради­ ационным фоном), теперь никто так не делает. В головах моряков сложилась культура безопасности! Здоровье свое людей беспокоит. - Как рационально распорядиться такой сложной техникой? - Перед нами глобальная проблема: мы себе с трудом представ­ ляем модель эксплуатации нового атомохода. Она кардинально меняется. Появляется другая логика использования ледокола. Этот опыт у нас уже есть, но мы его еще далеко не обобщили. Я имею в виду работу на Белом море с крупными танкерами, с судами 100-ты- сячниками в транзитных рейсах по Севморпути... Даже зимние «командировки» атомоходов на Балтику многое могут подсказать. Абсолютно другая работа, чем прежде. Раньше размерения судна были сопоставимы с ледоколами. И работа была не такая техноло­ гичная, опытно-экспериментальная в многих случаях. Если раньше не получалось уложиться в срок, мы разводили руками: ну не вы­ шло, природа-мать помешала... Теперь эти оправдания никому не нужны: газ надо возить день в день! Если стоит задача построить 14-16 транспортных пароходов и за год обеспечить 235 судозаходов в Сабетту, столько надо и обеспечить. Экономика строится жестко, а мы становимся инструментом. Если будем руководствоваться иными амбициями, нам скажут: вы не нужны... Вот мы и должны доказать: силовая установка атомохода эффективнее дизельной... Не в своем узком кругу доказать, а для всех - с цифрами, фактами, аргумента­ ми... А для этого требуется другой, чем имеющиеся, ледокол. Возьмем пример из технической области. Вот говорят наши специалисты: а как этот ледокол будет кормой вперед ходить? Я же задаю себе вопрос: а будет ли вообще нужно, чтобы он кормой ходил? Не факт. Хочу подчеркнуть: гораздо меньше в будущем бу­ дет околок судов ле­ доколами. Во-первых, сам ледокол будет меньше застревать по определению, потому что мощность боль­ ше, и у судов за ним мощность и корпуса совсем другие. Так что Универсальный атомоход на маршруте проблема С предлага- плавания - пока еще рисунок...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz