Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ледоколы. Потому мы должны вести речь не об исключительности своих силовых установок, а о преимуществах атомных перед теми же дизельными. Доказать, что они эффективнее, дешевле, когда во весь рост встанет вопрос о массовых перевозках углеводородов из Сабетты. Начальная стоимость нашего атомохода в 2-3 раза дороже, чем, положим, дизельного ледокола мощностью 25 мегаватт (сейчас такие строятся), но при эксплуатации в конечном счете мы дешевле. Я уже не говорю о других наших положительных качествах... Прервем ненадолго комментарий главного инженера Росатомфло- та, чтобы привести в подтверждение его слов выдержку из статьи «Атомный ледокольный флот и перспективы развития Северного морского пути», опубликованной в академическом журнале «Аркти­ ка. Экология и экономика»: «Атомному ледокольному флоту в Арктике нет альтернативы! До­ статочно сказать, что дизель-электрический ледокол аналогичной мощности - 55 мВт - сжигал бы в сутки примерно 300 тонн органиче­ ского топлива, загрязняя продуктами сгорания воздушный бассейн, а для обеспечения автономности плавания в пределах двух месяцев должен был иметь запас бункера до 20 тыс. т. При этом его осадка составляла бы 12-13 метров, что не позволяет работать на боль­ шинстве акваторий сравнительно мелководных арктических морей. Автономность по топливу атомных ледоколов составляет 4-5 лет непрерывной работы, рабочая осадка ледоколов типа «Арктика» (в пределах 10,5 м) и ледоколов типа «Таймыр» (8,5 м) позволяют им работать в арктических морях и портах практически без ограничений по проходным глубинам. Наконец, если исходить из существующего уровня цен на органическое и ядерное топливо, удельная стоимость одной мили канала во льдах, проложенного атомным ледоколом, в 6-8 раз меньше, чем у дизель-электрического». - А что лежит в основе надежности работы нового атомного ледо­ кола? - продолжаем разговор с Мустафой Мамединовичем Кашкой. - Реакторная установка «Ритм-200», которую на нем будут исполь­ зовать, по уровню самозащищенности намного выше существующих. Однозначно. Я был противником внедрения дополнительных систем безопасности на ЯЭУ (ядерных энергетических установках - прим. автора), все эти навороты только усложняют эксплутацию. Совер­ шенная конструкция - не та, в которую можно что-то еще добавить, а та, из которой уже ничего нельзя отнять! Да, эта конструкция ЯЭУ сложнее с точки зрения перезарядки реакторов, но ее безопасность однозначно выше. Так и должно быть в современных условиях. То, 228 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz