Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
растания специализированное™ судна, отвечающей его исходному предназначению. Именно так! Ведь ледокол, несмотря на всю его мощь, превосходящую возможности других кораблей, - судно вспо могательное, призванное приходить на помощь собратьям во всех нелегких ситуациях, которыми изобилует Арктика, а не только в прокладке пути среди льдов. Другой, и тоже весьма существенный аргумент, заключается в том, что универсальный атомоход ориентирован не на сегодняш ний день, а на задачи транспортной деятельности на Севморпу ти, к которым, по сути дела, мы только подступаемся. Это вывоз углеводородов (нефти, газоконденсата), добытых на крупнейших в мире месторождениях Ямала, и обеспечение межконтинентальных транзитных грузоперевозок по маршруту Европа - Азия кратчай шим путем. Нацеленность на будущее меняет многие устоявшиеся представления о роли ледоколов в Арктике. Можно, например, ожидать, что атомоходы будут востребованы и при обеспечении транспортно-перегрузочных операций на морских месторождениях шельфа арктических морей. Собственно, периодически они уже востребованы для этих задач в том же Печорском море. Но сам невиданный и немыслимый ранее масштаб задач возвращает нас к конструктивным проблемам нового атомохода, к тому же обостря емым своеобразием самих арктических трасс. В решении проблемы плавания на мелководье, казалось бы, напрашивается еще один выход. Избыточной осадки ледокола можно было бы избежать, уве личив водоизмещение за счет расширения и удлинения его корпуса. Отчасти так оно и будет: двухосадочный ледокол на два с лишним метра шире линейных типа «Арктика» и длиннее их на 20-25 метров. Что касается ширины ледокола, то ее увеличение напрашивается и по другой причине: за ледоколами уже ходят по Севморпути суда шириной более 40 метров. Но они пока не застревают в зауженном позади ледоколов канале из-за отсутствия или разреженности льда на трассе вследствие процесса глобального потепления. Если же крупнотоннажное грузовое судно начинает зажимать льдом в канале, в современной тактике мореплавания используется прием прокладки параллельного канала другим ледоколом, отчего лед в основном становится податливым для судна. Теперь уже никого не удивляет, когда два, а то и три атомохода обеспечивают проводку по Севморпути одного супертанкера, а время, когда один ледокол вел по трассе сразу десятки судов, похоже, кануло в прошлое. Однако если строить атомоходы с широкими корпусами, их ледопроходи- 224 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz