Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
установки значительно выше упомянутых 24 мегаватт. И что делать в этой ситуации? Вопрос никак не обойти. Ученые из ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова (ЦНИИК) счита ют, что и проектные диаметры гребных винтов (6,2 метра) ледокола ЛК-60Я завышены, поэтому перерабатывается на мелководье лишь около 40 процентов мощности, которую способна дать энергетиче ская установка атомохода. Перечень таких контраргументов чисто технического порядка против ледокола ЛК-60Я, выдвинутых «кры- ловцами», можно было бы продолжать, но в споре с оппонентами из ЦНИИМФа все-таки победила точка зрения в пользу строительства данного универсального двухосадочного ледокола. Естественный вопрос: почему? Спор этот по форме чем-то напомнил знаменитую дискуссию со ветской интеллигенции 60-х годов прошлого века, разделившихся на физиков и лириков, иначе говоря, прагматиков и романтиков. Хотя, конечно же, это сравнение, как и любое другое, хромает. Прагма тиками в нашем случае стали ученые ЦНИИМФа, противостоявшие коллегам из ЦНИИКа. Позиция же Центрального конструкторского бюро «Айсберг», генерального, то есть непосредственного про ектировщика ледокола четвертого поколения по ходу дискуссии менялась и в конечном счете была определена решениями вышесто ящих инстанций морского флота, пришедших к твердому решению: ЛК-60Я быть! Какие аргументы в противовес техническим соображениям ока зались сильнее? Ответ на этот вопрос дал руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге К. Ю. Князевский, осуществля ющий руководство надзорной деятельностью на строительстве универсальных атомных ледоколов: «Функциональное разделение ледоколов (на глубоководные для морских участков плавания и мелкосидящие для прибрежных участков - прим. автора) порож дало немало проблем организационно-технического характера, осложнявших их использование на ледовых трассах в Арктике. Ле доколы каждого типа требовали своей отдельной ремонтной базы, особого ЗИПа, различного сменного оборудования. Различались и технологии их ремонта и текущего обслуживания, соответственно, и подготовка экипажей тоже имела свои особенности, что препят ствовало взаимозаменяемости как ледоколов, так и экипажей. На этом фоне применение ледоколов с переменной осадкой (двухоса дочных) является прогрессивным достижением, обладающим рядом 222 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz