Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ мощность, массу ледокола, его ледопроходимость в условиях пла­ вания на мелководье. «...При эксплуатации существующих ледо­ колов, - считают ученые ЦНИИ имени Крылова, - на мелкой воде наблюдаются повреждения корпуса не в районе ледового пояса (зоны соприкосновения поверхностного льда с корпусом ледокола - прим. автора), а в районе днищевых конструкций. Это обусловлено значительными нагрузками, возникающими при разрушении льдин, образующих так называемую «ледовую рубашку» и зажатых между днищем движущегося ледокола и дном акватории. Возникающие при этом ледовые силы столь значительны, что приводят к существен­ ному увеличению сил сопротивления движению и возникновению повреждений обшивки именно в районе носовой оконечности. Это приводит к необходимости разработки рекомендаций по режимам работы ледоколов на мелководье в зависимости от глубины аква­ тории, скорости движения и толщины льда». Теперь в рассуждениях ученых сошлись льды и глубины - два основных препятствия для мореплавания в полярных водах, да еще добавилась скорость движения, которая во многом зависит от затрачиваемой ледоколом мощности. Но и здесь цепочка за­ висимости друг от друга различных факторов не исчерпывается. И чтобы разобраться в ней глубже, придется затронуть еще один специфический момент. «Основными факторами, определяющими предельную мощность, перерабатываемую гребными винтами, явля­ ются кавитация и аэрация гребных винтов, - продолжают развивать свою точку зрения ученые ЦНИИ имени Крылова, - двухосадочный ледокол при работе на осадке 8,5 метров попадает в зону развитой аэрации, когда резко падает коэффициент упора гребного винта, и движительный комплекс при работе на мелководье не сможет переработать даже заявленную мощность 48 МВт. По приближен­ ным оценкам перерабатываемая мощность, при которой аэрация и кавитация не будут оказывать влияния на упор, не превысит уровня около 24 МВт». Непосвященным надо пояснить. Реакторная установ­ ка способна выдать мощность, которой с лихвой хватит для обе­ спечения упора на винтах, благодаря чему ледокол и движется. Но, как подчеркнуто учеными, развитие на мелководье такого явления, как аэрация в зоне вращения винтов, ограничивает возможности повышения мощности выше 24 мегаватт. А ведь и на мелководье встречаются тяжелые льды толщиной полтора-два метра, для пре­ одоления которых необходимо поднимать мощность реакторной 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz