Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ледокола может быть обеспечена такая же ледопроходимость как и при полуторократном увеличении мощности, то есть обеспечивается её 50% экономия». Но далее ученый заявляет, что увлечение поис­ ком необычных форм обводов корпуса не раз приводило к потере мореходных качеств ледоколов на открытой воде, ведь они работа­ ют не только во льдах. Показателен случай с мурманским дизель- электрическим ледоколом «Капитан Николаев», обводы которого, прежде всего, в носовой части, изменили в ходе реконструкции, проведенной финскими корабелами. Об этом сообщает Л. Г Цой: «Капитан Николаев» (с ложкообразным носом) при переходе во­ круг Скандинавии попал в сильный шторм и получил очень сильные разрушения и трещины в корпусе, вплоть до протечки в машинном отделении. В результате слеминга отлетело всё оборудование в каютах. Такие мощные были удары». Слеминг - это, по-научному говоря, явление удара днищевой части носовой оконечности кор­ пуса о воду в процессе продольной качки судна при его движении на встречных волнах. Удар сопровождается содроганием корпуса вследствие внезапного нарастания нагрузки на днище и медленно затухающей вибрации. К чему этот пространный экскурс? А к тому, что при проектиро­ вании обводов универсального ледокола за основу взяли вариант, реализованный на последнем в серии атомоходов типа «Арктика» ледоколе «50 лет Победы». Форма носа этого ледокола, как и у ледо­ кола «Капитан Николаев», ложкообразная, он действительно напо­ минает ложку, приваренную спереди к корпусу. Насколько удачным было проектное решение, я поинтересовался у капитана атомохода Валентина Сергеевича Давыдянца. «По большому счету, - рассказал он, - я не то чтобы был противником этого ложкообразного носа, но знал, как себя ведут атомоходы «Таймыр» и «Вайгач» с похожими носовыми оконечностями. У них появляется слеминг, и это очень плохо. Но наше судно вело себя исключительно замечательно, когда вышли с постройки и попали в шторм, 25-30 метров был ветер...». О форме обводов «Победы» разговоры гуляют разные, например, утверждается, якобы ледокол стал неуправляемым. Капитан сходу отмел все наветы. Ледокол хорошо управляем, хотя и приходится по выходу из порта закачивать в корпус балласт для усиления остой­ чивости, и в этом действительно компромисс проектировщиков, но совсем другого рода... Но и рассказанное еще не исчерпывает разрастающейся на гла­ зах проблемы со многими неизвестными, из которых мы затронули 220 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz