Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ ров-механиков Эдуард Сергеевич Ташев: «Наши ледоколы легкие, а надо брать за основу опыт строительства финских дизель-электро- ходов. Там соотношение: 15 тысяч тонн - водоизмещение, 22 тысячи лошадиных сил - мощность. На дизель-электрических ледоколах типа «Москва» (кстати, построенных для Советского Союза фин­ скими корабелами - прим. автора), по-моему, это соотношение было оптимально. А на больших атомоходах типа «Арктика» мощность 75 тысяч л. с. и те же 20 с небольшим тысяч тонн водоизмещения, то есть в три раза больше разрыв. Мощности очень много, а массы не хватает. К чему это приводит, хорошо видно на примере американ­ ского ледокола «Полар стар». Он чуть послабее (мощность 66 тысяч л. с. в форсированном режиме) наших больших атомоходов, но еще легче их. Потому просто отскакивал от тяжелой льдины, форсируя свою мощность...». Остроту проблемы моментально почувствовал еще в мае 1975 года, после первых ледовых испытаний только что введенного в строй атомохода «Арктика» его капитан Ю. С. Кучиев, подчеркнув­ ший, что атомоход «легковат для своей мощности, ему не хватает массы для более эффективной работы в торосистых льдах». Однако вернемся к прерванному рассказу. «Кое-кто говорит, - продолжает Э. С. Ташев, - что на мелково­ дье не будет нужна большая мощность, но это еще не известно. Бывали навигации, когда ледоколы практически не могли работать на мелководье Енисея, не хватало мощности в противостоянии с тяжелыми льдами». Из этих слов Ташева видно, что к оптимальному соотношению в паре «мощность - масса» прийти невозможно без учета третьего фактора-льдов. ЦНИИМФ в лице Л. Г Цоя видит выход в повышении ледопроходимости ледокола, позволяющей экономить мощность. Хотя по статистике, которую в нашей заочной дискуссии о выборе модели нового ледокола привел институт - оппонент института морского флота - ЦНИИ имени Крылова, прямой зависимости нет: «Анализ соотношения «мощность-ледопроходимость» показывает, что за исторический период от парового ледокола «Ермак» до атом­ ного ледокола «Арктика» при увеличении мощности на винтах в 7,5 раз ледопроходимость современных ледоколов выросла только в 2,1-2,5 раза». У ЦНИИМФаже мнение другое: «Модельные испыта­ ния были проведены в нашем Арктическом институте и у финских коллег, - пишет в статье «Двухосадочный ледокол для Арктики» Л. Г Цой. - Установили, что только за счёт улучшения формы обводов 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz