Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
проблемы потери осадки нет, поскольку нет и расхода по весу энер гоемкого ядерного топлива. Да и общий вес всего его запаса на борту настолько мал, что практически не увеличивает осадку судна. Но если рассматривать перемену осадки ледокола как сознательно при нятое условие его эффективного применения в различных районах Северного Ледовитого океана, выгода налицо. Атомный ледокол становится универсальным, то есть пригодным для повсеместного плавания. Такова формула эксплуатации двухосадочного атомного ледокола. Однако, как часто встречается в жизни, теоретическая безукориз ненность формул при столкновении с практикой порой дает трещину, а то и совсем не выдерживает испытания. Под практикой в нашем случае подразумевается мореплавание в Северном Ледовитом оке ане с его тяжелыми льдами и часто встречающимся прибрежным мелководьем. Льды и глубины - главные препятствия не только на пути мореходов. Они головная боль для конструкторов, проекти ровщиков, строителей ледоколов, работающих в тиши кабинетов и лабораторий, в цехах, расположенных за тысячи километров от ледовых трасс. Итак, идея двухосадочного ледокола брала свои истоки в на сущной потребности обеспечения грузоперевозок на мелководьи у российского побережья Се верного Ледовитого океана. Все бы хорошо, да само мелководье незамедлительно породило во просы, как только начались рас четы массы ледокола и мощности его силовой установки. С массой дело обстояло более-менее по нятно, уменьшение ее при выходе ледокола на мелководье дости галось путем откачки 7-9 тысяч тонн дополнительного балласта, регулирующего уровень осадки атомохода. Хотя и здесь не все гладко. Об этом рассказывает ветеран атомного флота, один из самых опытных главных инженеЭ. С. Ташев 218 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz