Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
шения технологического цикла существования ледокола остается все меньше и меньше. Но надежда умирает последней... Ледоколам четвертого поколения (намечено построить их три) предстоит развить достижения предшественников, но уже с учетом меняющихся запросов на ледокольный флот в полярных широтах. Строящийся атомоход получил определение как универсальный двухосадочный. В этом как раз и есть ответ на те вызовы, которые предъявило к ледоколам нынешнее время. А запрос на саму идею нового ледокола начал витать в воздухе еще во второй половине 70-х годов прошлого века, когда только-только набирали мощь и проходили испытание на прочность атомоходы второго поколения типа «Арктика». К тому времени на Северном морском пути уже до минировала знаменитая линия грузоперевозок Мурманск-Дудинка, с 1978 года работавшая круглый год. Все бы хорошо, но терялось время при проводке ледоколами грузовых судов в ожидании смены ледокола-оператора на стыке Карское море - залив в устье реки Енисей. В Арктике с ее переменчиво-капризным, трудно предсказу емым характером погоды, эти ожидания нередко обходились очень дорого. Но, кроме как ждать пересменки ледоколов, другого пути не было. Атомоходы типа «Арктика» с большой, 11-метровой осадкой не могли идти по реке Енисей из-за мелководья и передавали суда с грузами под проводку во льдах дизель-электрическим ледоколам типа «Капитан Сорокин». Последние имели подходящую для глубин Енисейского залива восьмиметровую осадку, но не имели доста точной мощности, чтобы без проблем одолеть довольно тяжелые речные льды на пути в порт Дудинка. Потому на смену им уже в конце 80-х годов пришли более мощные атомоходы третьего поколения «Таймыр» и «Вайгач», со своей задачей на реке справлявшиеся, за что получили название мелкосидящих (их осадка составляет 8,5 метра). Однако потери рейсового времени транспортных судов на стыке моря и реки при смене сопровождающих ледоколов до конца не исчезли. Устранить их полностью смог бы принципиально новый ледокол с переменной осадкой, способный полностью сопро вождать суда по всей дудинской линии. Так и появился этот термин - «двухосадочный». А потом в ходе экспериментов с целью выбора модели атомного ледокола будущего, пришло открытие, о котором пишет автор концепции двухосадочного варианта ледокола, доктор технических наук, заведующий лабораторией ледокольной техники ЦНИИ морского флота Лолий Іеоргиевич Цой, хорошо известный и нам по предыдущему повествованию: «Проведенные исследования 216 Глава 9. Преодолевая завтрашние льды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz