Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ надо отделить ледовую составляющую этого транспортного коридо ра от морской и решать ее самостоятельно усилиями специалистов по сопровождению транспортных судов ледоколами, ибо ничего другого человеком пока не придумано. Если это удастся, то для транспортных судов и их судоводителей путь станет обычным и привычным. С технической стороны это означает, что задача при ведения северного транзита к стандартам мирового мореплавания ложится на атомные ледоколы, обладающие ресурсом мощности и практически неограниченной автономности плавания - решающи ми условиями победы надо льдами. А популярное ныне создание судов-гибридов транспорта и ледокола должно быть признано нецелесообразным. Не наш, американский опыт говорит об этом. «...Идея о перевозке добытой на шельфе нефти на специальных танкерах-ледоколах также не нова и столь же неубедительна, - со общал в 2011 году российский журнал «Техника - молодежи». - В 60-х гг. XX в. американцы проводили интенсивные исследования по программе «Манхэттен» Они собирались наладить перевозку нефти с Аляски такими судами без участия линейных ледоколов. Под эту программу был специально спроектирован танкер «Манхэттэн» грузоподъёмностью 110000 т. Как показала практика, проходимость танкера во льдах без помощи ледокола оказалась недостаточной, он справлялся самостоятельно со льдами толщиной не более одного метра, в то время как на его пути попадались ледовые перемычки толщиной до 12 м. Поэтому от идеи танкера-ледокола практичные американцы отказались». Дело, конечно, не только в практичности и предприимчивости. Э. М. Шацбергер пишет: «В Канаде, после аварии американского танкера «Манхеттен» во льдах в канадской части Северо-Западного прохода, принят закон в 1970 году «Закон о предотвращении загрязнения арктических вод» и объявлены 100-мильные зоны безопасности судоходства». Помимо навига ционной и экологической сторон вопроса, надо брать в расчет и экономическую. Ледокольно-транспортные суда заметно теряют в своей рентабельности из-за утяжеления корпуса, выливающегося в дополнительные затраты и при строительстве, и при эксплуатации. Утрачивают они и коммерческую универсальность, поскольку специ ализированные для ледовых условий суда невыгодно использовать во всех частях мирового океана, кроме Арктики. Словом, принцип специализации в отдельных видах деятельности, характерный для современного развития системы международного разделения труда, 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz