Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
создаваемой Сибирской Арктической океанской скоростной транс портной системы получат более 150 миллионов долларов в год для компенсации дополнительных затрат на строительство и содержа ние кораблей и портовых сооружений, входящих в состав системы». Но в то же время автором отмечено «отсутствие попыток оценки стоимости кораблей или ядерно-электрической силовой установки. Затраты на строительство и содержание судов, сочетающих в себе все мощностные характеристики, необходимые для Арктической службы, также не подвергались оценке». Американцам здесь есть над чем подумать, если вспомнить, что первый и единственный в США опыт создания гражданского атомного грузопассажирского судна «Саванна» заметного успеха не имел именно по причине экономической несостоятельности проекта. 8500 тонн грузов, ко торые могло принять на борт судно, конечно, неоправданно мало для грузового атомохода. Так что еще просчитывать и просчитывать рентабельность атомного транспортного флота, чтобы окончатель но определить экономическую и экологическую жизнеспособность трансарктического атомного судоходства. И здесь, между прочим, дело могло бы пойти намного быстрее и плодотворнее, если объ единить усилия американских и российских специалистов, лучше последних никто в мире не знает все аспекты темы «Арктика и атом» в гражданском варианте. Смогли же две наши страны объ единить свои усилия в освоении надземного пространства, создав международную космическую станцию... С позиции всего рассказанного, порой, кажется, что проблема устойчивой работы арктического транспортного коридора может быть поставлена несколько иначе, и, как ни покажется удивитель ным, проще. Давайте в заключение выделим самое существенное, что отличает арктическую трассу от остальных мировых торговых путей. Правильно, ЛЕД! Пишу слово прописными буквами именно по той причине, что именно лед создает основные препятствия для мореплавания в данном районе и определяет его своеобразие. Соответственно, и сама постановка задачи организации северного транзита переформатируется следующим образом: с помощью каких оптимальных средств и методов можно нейтрализовать негативное влияние льда на мореплавание вплоть до того, чтобы к арктическо му пути стали применимы общепринятые стандарты судоходства, по которым работает весь мировой торговый флот? Иначе говоря, 210 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz