Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ возникнуть коллапс природный, экологический, выходящий из-под контроля и управления человеком... Сегодня в Арктике мы перевозим грузов микроскопически мало, если сравнивать с южными транспортными потоками, измеряемыми сотнями миллионов тонн грузов. Оттого и мало задумываемся о гло бальных последствиях северных морских транспортных перевозок. Какой же видится выход из ситуации, образно говоря, завтрашнего дня? «Основанное на возможности сочетания дальнейшего отсту пления паковых льдов с активизацией судоходства и доступностью российского ледокольного флота, создание Арктического океанского пути, связывающего Атлантический и Тихий океаны, может быть не только технически и экономически осуществимым, но и обладать потенциалом для значительного снижения выбросов парникового газа, связанного с мировыми контейнерными перевозками», - заяв ляет Хосе Фемениа. И хотя не уточнено автором, о каких российских ледоколах идет речь, очевидно в свете разговора о парниковом газе, что это ледоколы атомные, не производящие, и соответственно, не выбрасывающие газ в атмосферу. Из всего изложенного склады вается принципиальная позиция американского исследователя в отношении флота для освоения северного транспортного коридора: при глобальном масштабе и многомиллионном объеме транспортных перевозок в Арктике используемый флот должен быть атомным, ко торый никак не загрязняет окружающую среду. Хотелось бы сказать еще определеннее: атомный флот на ледовых просторах в будущем безальтернативен. Но надо быть объективным. Альтернативы ищут ся. В частности, есть разработки танкеров для вывоза сибирского сжиженного природного газа, в которых сам он рассматривается как судовое топливо для данных судов. Идея хорошая, если учесть, что СПГ - топливо с высоким коэффициентом сгорания, не дающее золы... Но такой проект завязывается только на вывоз российского газа на экспорт, а это лишь часть, хотя и существенная, будущих северных транзитных перевозок. Рассказывать обо всех деталях проекта Северного океанского скоростного пути (так он официально назван) можно было бы долго. Есть в нем многообещающие расчеты, показывающие, что данный арктический транспортный конвейер судов по срокам плавания в арктическое лето и в арктическую зиму будет разниться не более, чем на д ва-два с половиной дня. Есть и такой расчет: «...владельцы 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz