Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
когда написал следующее: «Много было сказано о влиянии роста уровня парниковых газов на нашу планету и о воздействии про дуктов горения на человечество, но, по моим сведениям, ничего не говорилось о потенциальном влиянии крупномасштабных сбросов различных веществ на ледяную шапку Арктического региона». Еще автор доклада попытался подкрепить свои суждения конкретными выкладками. «Типичный современный корабль с дизельной силовой установкой выбрасывает около 7,6 кг продуктов сгорания в расчете на тонну потребленного топлива, - сообщает X. Фемениа. - В случае оснащения вышеупомянутого арктического транспорта водоизмеще нием 8000 евросоюзных тонн дизельной силовой установкой, объем выброса продуктов сгорания судовыми двигателями составит 132 кг в час... Большинство ПГ (продуктов горения - прим. автора) будет поглощено нижними слоями арктической атмосферы и в конечном счете выпадет на лед или в воды Северного Ледовитого океана». Никто сегодня не в состоянии предсказать масштабы и объемы этих выбросов, но в одном конкретном проекте транзитной контейнерной линии, предлагаемой Хосе Фемениа, счет идет даже на сотни тысяч тонн в год. А таких проектов транспортных перевозок в Арктике может быть несколько... И все продукты сжигания органического топлива будут ложиться серой пленкой на снежные и ледяные массивы. Отсюда самый серьезный вывод, который делает автор доклада: «...следствием посерения арктического льда станет из менение его поверхностной характеристики и превращение из те- плоотражателя в теплопоглотитель». Вот он, четко обозначенный спусковой крючок «кухни погоды» на планете - так принято сегодня называть Арктику. К чему в целом приведут метаморфозы с теплом на ледовых просторах, пока одному Богу известно, но то, что они станут разрушительнее всех ныне существующих природных ката клизмов на планете, предположить нетрудно, ведь доминирующее влияние Арктики на климат Земли наукой сегодня признается одно значно. С практической точки зрения сказанное означает, что еще не начав крупномасштабно перевозить грузы на просторах земной «кухни погоды», человек должен просчитать предельно допустимые нагрузки на нее, а не ждать предела пропускной способности, как это произошло на южных торговых путях через Суэцкий и Панамский каналы. Там сегодня налицо признаки нарастающего транспортного коллапса, который худо-бедно можно регулировать, здесь же может 208 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz