Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

когда написал следующее: «Много было сказано о влиянии роста уровня парниковых газов на нашу планету и о воздействии про­ дуктов горения на человечество, но, по моим сведениям, ничего не говорилось о потенциальном влиянии крупномасштабных сбросов различных веществ на ледяную шапку Арктического региона». Еще автор доклада попытался подкрепить свои суждения конкретными выкладками. «Типичный современный корабль с дизельной силовой установкой выбрасывает около 7,6 кг продуктов сгорания в расчете на тонну потребленного топлива, - сообщает X. Фемениа. - В случае оснащения вышеупомянутого арктического транспорта водоизмеще­ нием 8000 евросоюзных тонн дизельной силовой установкой, объем выброса продуктов сгорания судовыми двигателями составит 132 кг в час... Большинство ПГ (продуктов горения - прим. автора) будет поглощено нижними слоями арктической атмосферы и в конечном счете выпадет на лед или в воды Северного Ледовитого океана». Никто сегодня не в состоянии предсказать масштабы и объемы этих выбросов, но в одном конкретном проекте транзитной контейнерной линии, предлагаемой Хосе Фемениа, счет идет даже на сотни тысяч тонн в год. А таких проектов транспортных перевозок в Арктике может быть несколько... И все продукты сжигания органического топлива будут ложиться серой пленкой на снежные и ледяные массивы. Отсюда самый серьезный вывод, который делает автор доклада: «...следствием посерения арктического льда станет из­ менение его поверхностной характеристики и превращение из те- плоотражателя в теплопоглотитель». Вот он, четко обозначенный спусковой крючок «кухни погоды» на планете - так принято сегодня называть Арктику. К чему в целом приведут метаморфозы с теплом на ледовых просторах, пока одному Богу известно, но то, что они станут разрушительнее всех ныне существующих природных ката­ клизмов на планете, предположить нетрудно, ведь доминирующее влияние Арктики на климат Земли наукой сегодня признается одно­ значно. С практической точки зрения сказанное означает, что еще не начав крупномасштабно перевозить грузы на просторах земной «кухни погоды», человек должен просчитать предельно допустимые нагрузки на нее, а не ждать предела пропускной способности, как это произошло на южных торговых путях через Суэцкий и Панамский каналы. Там сегодня налицо признаки нарастающего транспортного коллапса, который худо-бедно можно регулировать, здесь же может 208 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz