Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ возможности для сокращения времени нахождения грузов в пути и снижение транспортных расходов». Наконец, еще один, пожалуй, главный вопрос, который уж совсем нельзя обойти. Чтобы понять всю его остроту, хотелось бы процити ровать научного сотрудника квебекского университета Лаваля Фре дерика Лассера, пессимистично-оригинально оценивающего потен циал судоходства в Арктике: «Расстояние - это еще не все, - считает он. - В противном случае автомобилисты ездили бы по проселочным дорогам, а не магистралям». Что же противопоставляет таким аргу ментам автор американского доклада: «Осознание существования сильной зависимости времени грузового транзита от сезонных и погодных условий потребует использования мощных скоростных судов, обеспечивающих общую жизнеспособность системы за счет достижения необходимых средних скоростей перемещения грузов. Суда должны будут обладать скоростными характеристиками, до статочными для быстрого хода в открытом море и позволяющими сократить время простоя в периоды проведения ледовых операций», - заявляет автор. О грузоподъемности и мощности необходимых для арктического плавания контейнеровозов уже сказано. По мнению автора доклада, они должны иметь еще одно необходимое качество - небольшую осадку в воде, примерно на два метра меньше, чем у аналогичных по тоннажу контейнеровозов, используемых сегод ня. «Форма судового корпуса должна обеспечивать сравнительно малую осадку и способность к достижению постоянных скоростей в 30 узлов на открытой воде и средних умеренных скоростей (15 узлов) при прохождении через Северный Ледовитый океан в зимний период по часто используемым судоходным трассам». Такое судно, по мнению докладчика, станет новым словом в судострое нии. При этом он особо подчеркивает: «С позиции энергетических требований и потенциальной экономии издержек за срок службы, ядерное топливо, по всей вероятности, представляет собой наи лучший выбор для рассматриваемых судов. Отсутствие выбросов двуокиси углерода или иных веществ, а также восприятие ядерного топлива как единственного доступного источника энергии, обеспе чивающего достижение необходимой мощности и не влияющего на активизацию процесса таяния пакового льда, подтверждает обо снованность выбора ядерного топлива с позиции природоохраны». Вот тут и просматривается у автора новизна подхода к проблеме северного транзита. Он и сам, похоже, интуитивно это почувствовал, 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz