Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ возможности для сокращения времени нахождения грузов в пути и снижение транспортных расходов». Наконец, еще один, пожалуй, главный вопрос, который уж совсем нельзя обойти. Чтобы понять всю его остроту, хотелось бы процити­ ровать научного сотрудника квебекского университета Лаваля Фре­ дерика Лассера, пессимистично-оригинально оценивающего потен­ циал судоходства в Арктике: «Расстояние - это еще не все, - считает он. - В противном случае автомобилисты ездили бы по проселочным дорогам, а не магистралям». Что же противопоставляет таким аргу­ ментам автор американского доклада: «Осознание существования сильной зависимости времени грузового транзита от сезонных и погодных условий потребует использования мощных скоростных судов, обеспечивающих общую жизнеспособность системы за счет достижения необходимых средних скоростей перемещения грузов. Суда должны будут обладать скоростными характеристиками, до­ статочными для быстрого хода в открытом море и позволяющими сократить время простоя в периоды проведения ледовых операций», - заявляет автор. О грузоподъемности и мощности необходимых для арктического плавания контейнеровозов уже сказано. По мнению автора доклада, они должны иметь еще одно необходимое качество - небольшую осадку в воде, примерно на два метра меньше, чем у аналогичных по тоннажу контейнеровозов, используемых сегод­ ня. «Форма судового корпуса должна обеспечивать сравнительно малую осадку и способность к достижению постоянных скоростей в 30 узлов на открытой воде и средних умеренных скоростей (15 узлов) при прохождении через Северный Ледовитый океан в зимний период по часто используемым судоходным трассам». Такое судно, по мнению докладчика, станет новым словом в судострое­ нии. При этом он особо подчеркивает: «С позиции энергетических требований и потенциальной экономии издержек за срок службы, ядерное топливо, по всей вероятности, представляет собой наи­ лучший выбор для рассматриваемых судов. Отсутствие выбросов двуокиси углерода или иных веществ, а также восприятие ядерного топлива как единственного доступного источника энергии, обеспе­ чивающего достижение необходимой мощности и не влияющего на активизацию процесса таяния пакового льда, подтверждает обо­ снованность выбора ядерного топлива с позиции природоохраны». Вот тут и просматривается у автора новизна подхода к проблеме северного транзита. Он и сам, похоже, интуитивно это почувствовал, 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz