Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

в Северном полушарии планеты с четырьмя портами перегрузки контейнеров с больших судов на меньшие, используемые для кабо­ тажных перевозок (перевозок внутри одной страны - прим. автора). На транзитном межконтинентальном участке-Америка - Европа- Азия и обратно - предполагается задействовать от 6 до 8 больших контейнеровозов. В качестве портов перевалки названы северо­ американские Нью-Йорк и Бремертон, расположенные по разным побережьям США, из европейских портов выбор пал на Исландию, и речь, скорее всего, идет о Рейкьявике. В Азии предпочтителен российский Петропавловск-Камчатский. В предлагаемый транс­ портный коридор как арктическое звено включается Северный морской путь. Возникает несколько вопросов. Почему именно сегодня амери­ канцы отдают предпочтение данной трассе? Доклад Хосе Фемениа сделал в июле 2006 года на Арктической секции симпозиума по ледовым технологиям, проводившегося Обществом судостроителей и корабельных инженеров (8КАМЕ) в канадском городе Банфф. И почему данный международный транзит рассматривается не как дополнительный к существующим морским путям через Суэцкий и Панамский каналы, так, кстати, нередко рассматривают сегодня Севморпуть российские специалисты, а как идущий в XXI веке на смену южным маршрутам? Ответ автора на первый вопрос такой: «Уменьшение размеров ледяной шапки привело к освобождению большинства береговых районов Северного Ледовитого океана от многолетнего льда и открыло возможность для регулярных коммер­ ческих морских перевозок не только нефти и сжиженного природ­ ного газа, но и линейного обслуживания контейнерных рейсов, осу­ ществляемых между Атлантическим иТихим океанами». В докладе приведена карта сокращения северного ледяного купола планеты за период с 1979 по 2005 годы. Он сжался на 20 %. А с точки зрения геоэкономической, по мнению автора «к концу 20-го века произо­ шла смена доминирующих торговых путей в пользу товарообмена на направлении «Азия - Соединенные Штаты - Западная Европа. И на первый план стали выходить возможности иного пути. «Главным преимуществом Арктического торгового маршрута, обозначенно­ го мной как Сибирский Арктический скоростной путь, - считает X. Фемениа, - является сокращение расстояния между основными торговыми районами Северного полушария и наличие потенциальной 206 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz