Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ го» экономику перевозки груза на довольно-таки длинном участке плавания по чистой воде за пределами Севморпути... Вот такое многообещающее предложение, которое сулит не только коммерческую выгоду российским предпринимателям, но и позво­ ляет достойно представлять государственные интересы России в международном использовании северного транспортного коридора между континентами. Сегодня, когда только закладываются основы транзитного плава­ ния через северный транспортный коридор, важно видеть и учиты­ вать не только ближайшую, но и отдаленную перспективу, зачастую даже гипотетическую, иначе не суметь оценить всех многочисленных аспектов плавания в Арктике. В мои руки попал довольно-таки лю­ бопытный американский проект морской транзитной линии будущего в направлении восток - запад, проходящей, в том числе, и через Северный морской путь. Проект отчасти умозрительный, поскольку пока невозможно просчитать детально все расходы на обустройство предлагаемой трансконтинентальной трассы, но при этом он наводит на размышления о будущем северного транзита. Во всяком случае с этой теоретической разработкой стоит познакомиться. «Экономическая и экологическая жизнеспособность трансаркти­ ческого атомного судоходства» - так озаглавил свое исследование Хосе Фемениа, представитель Американской академии торгового флота (Кингс Пойнт, Нью-Йорк, США). Как следует из названия, автор преследует ту же цель, что и мы - рассмотреть возможности атомного флота в условиях мореплавания в Арктике. Только он ведет речь об использовании не ледокольного, а транспортного флота с ядерными энергетическими установками в глобальном транзите с ежегодным оборотом контейнерных грузов в несколько миллионов тонн. Расчет ведется для контейнеровозов грузовместимостью от 8 до 10 тысяч евросоюзных тонн - это по терминологии автора. Судя по всему, под этими «тоннами» подразумеваются стандарт­ ные 20-футовые контейнеры грузовместимостью до 28 тонн. Если же суммировать грузовместимость такого контейнеровоза, то она будет составлять от 240 до 300 тысяч тонн. При таких объемах пере­ возки судну требуется мощная судовая силовая установка. Автор определяет ее мощность в 120 мегаватт (для сравнения, мощность силовой установки атомохода типа «Арктика» - 55 мегаватт). В про­ екте рассматривается вариант непрерывного ежегодного транзита 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz