Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
перевалку нефтепродуктов на маршруте. С большегрузного танкера «София», доставлявшего нефть по чистой воде из порта Находка в бухту Провидения, нефть перегружалась на три танкера типа «Са- мотлор» - меньшего тоннажа, но высокого по тем временам ледового класса (фидерные). Они и доставляли нефтепродукты по ледовой трассе арктическим потребителям в портах Певек, Тикси, Зеленый мыс. Казалось бы, лишняя перевалка груза, но она компенсиро валась и даже перекрывалась низкой себестоимостью перевозки нефтепродуктов крупнотоннажным танкером по открытой воде на плече длиной 2 тысячи 400 миль. Другой плюс: с арктического участка были убраны неприспособленные к ледовым условиям транспортные суда, а это безопасность - не только мореплавания, но и экологическая, поскольку вероятность разлива нефти с обыч ного танкера намного выше. В своих предложениях, привязанных уже к проекту «Ямал-СПГ», В. С. Збаращенко, разрабатывая идею магистрально-фидерной транспортно-технологической системы, идет дальше: надо строить отечественные арктические танкеры, использующие ямальский СПГ как судовое топливо, строить на рос сийских верфях - это для них дополнительные заказы. Атомоходы для сопровождения этих фидерных танкеров, естественно, тоже российские. И наконец, сам продаваемый на экспорт сжиженный природный газ тоже российский. Все это ведет к повышению валют ной эффективности экспортных торговых операций. Во все детали предложения, выдвинутого опытным управленцем, вдаваться не будем, но одну из них нельзя обойти. По мнению автора статьи, соз даваемые под Ямальский проект газовозы, способные перевозить 170 тысяч кубометров СПГ - это уже вчерашний день, поскольку в мире уже работают аналогичные танкеры грузоподъемностью 260 тысяч кубометров, а проектируются еще более крупные - на 350 тысяч... Іазовоз же арктического класса на 170 тысяч кубов в два раза дороже аналогичного по тоннажу, но неарктического, стоимость первого - 400 миллионов долларов. Соответственно, вырастет себестоимость перевозки СПГ на пути к азиатским потре бителям, поскольку поднимутся ставки фрахта дорогого судна. Не лучше ли использовать, по мнению автора статьи, на арктической части маршрута фидерные танкеры-газовозы, приспособленные для ледовых условий, грузоподъемностью 90 тысяч кубометров СПГ с его перевалкой на магистральные газовозы вместимостью до 350 тысяч тонн, построенные без арктического класса, «отягощающе 204 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz