Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ Севморпути задача круглогодичной работы транспортного флота в сопровождении ледоколов решена, начиная с 1978 года. А вот на востоке вопрос открытый - и по причине более сложной ледовой обстановки в зимний период, и исходя из того, что таких масштаб­ ных проектов, подобных «Ямалу-СПГ», рассчитанных на транзит грузов в Юго-Восточную Азию, просто еще не было. Иной гарантии обеспечения ритмичного вывоза газоконденсата круглый год, кроме ледокольной поддержки данного транспортного конвейера атомо­ ходами, пока просто нет. Это понимают и грузовладельцы. Потому в 2012 году председатель правления ОАО «НОВАТЭК» Леонид Ми- хельсон и генеральный директор Іосударственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко подписали генеральное соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает заключение долгосрочного договора на оказание услуг по ледокольной провод­ ке судов с ямальским газом по Северному морскому пути сроком действия не менее 15 лет. Проект «Ямал-СПГ» как в береговой его части, так и в морской транспортной - небывалый. При решении транспортной задачи грузовладельцам предстоит задействовать крупнотоннажный тан­ керный флот, какой на Севморпути только-только заработал. А флот российских атомоходов предстоит обновлять по ходу реализации проекта, поскольку первый из ледоколов нового поколения в лучшем случае войдет в строй в конце 2017 года. Но при всей этой новизне не грех вспомнить историю, а еще лучше - извлечь из опыта прошлого рациональное зерно на будущее. Свою, довольно любопытную вер­ сию дальнейшего развития транзита на Севморпути сегодня пред­ лагает заместитель министра - начальник Гпавфлота Министерства морского флота СССР в 80-е годы прошлого века В. С. Збаращенко. В статье «Атомный флот - ключ к Арктике» он вспоминает первый опыт применения магистрально-фидерной транспортно-технологи- ческой системы (МФТТС) в восточном районе Севморпути, который был успешно реализован в 1983 году. Сразу обратим внимание, что это был год самой тяжелой за послевоенный период летне-осенней навигации на востоке, завершившейся небывалой в мире операцией по спасению застрявших во льдах десятков транспортных судов. И условия применения упомянутой транспортно-технологической системы оптимальными тоже не назовешь. Ее создание было про­ диктовано дефицитом арктических танкеров. Чтобы преодолеть его, разработали магистрально-фидерную схему, подразумевавшую 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz