Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

за рубежом. В отечественной прессе чаще сообщают о брошенных заполярных поселках и закрытых полярных метеостанциях, разру­ шенной инфраструктуре обеспечения работы трассы Севморпути. А вот как видится российская ситуация канадскому специалисту. По­ водом для комментария Майкла Байерса, председателя канадского научно-исследовательского центра кафедры мировой политики и международного права Университета Британской Колумбии, было историческое для Страны кленового листа событие. В сентябре 2013 года впервые прошло судно по так называемому Северо-За- падному проходу, пролегающему вдоль побережья Канады и США. Балкер ледового класса - «Nordic Orion» доставлял 73500 тонн угля в Финляндию. Этот маршрут в чем-то аналог Северного морского пути, но первый транзит по нему состоялся, как видим, совсем не­ давно. Рейс транспорта-первопроходца в канадской прессе вызвал бурю восторга. Совсем иначе реагировал Байерс, проведя парал­ лель между транспортным обустройством канадской и Российской Арктики. Вот несколько его пассажей: «Возможностей для ведения поисково-спасательных операций у Канады крайне не достаточно. Для сравнения, у России в Арктике имеется несколько поисково-спа- сательных станций и в настоящее время строятся еще 10 станций, каждая из которых со своими судами и самолетами... У Канады нет ни одного порта на трассе Северо-Западного прохода, где судно могло бы найти прибежище в случае поломки, либо шторма. У Рос­ сии есть шестнадцать глубоководных портов на всем протяжении арктического побережья... Россия готова к таким ситуациям (речь об авариях судов и разливах нефти в Арктике - прим. автора), имея у себя множество мощных ледоколов, которые используются для проводки иностранных транспортных судов. Ледоколы береговой охраны Канады устаревают и большинство из них слишком малы и недостаточно мощны, чтобы выполнять свою работу...». Продолжать цитирование можно и дальше, но суть в другом. Если субъективна в своих суждениях пресса, это не всегда и не всем нравится, но нор­ мально, такая у нее, прессы, задача-любыми средствами возбудить общественность по поводу актуальной проблемы. А вот специалист оперирует не эмоциями, а фактами, и если полемически сгущает картину, то не ради того, чтобы пощекотать кому-то нервы, а с целью добиться понимания и, главное, побудить (или принудить) к действи­ ям ответственных лиц. Комментарий Майкла Байерса отнюдь не комплиментарен по отношению к Российской Арктике, поскольку 200 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz