Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

которые умеют ходить во льдах, причем, не просто сами по себе, а за ледоколом. Вот для этого нужен тренажерный центр, обучать надо иностранцев. Такой построил «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге на Мойке. Именно ледовый тренажер. У нас аналогичный существу­ ет очень давно в «макаровке». Там канал нарисован, они по нему ходят, когда нет взаимодействия судна со льдом. То есть учебная база уже существует. А когда человек опытный, он понимает, где не надо ехать 6 миль, а можно - 8... И было бы неплохо организовать курсы английского языка для судоводителей. Язык у наших - до­ статочный для обычной текущей ситуации, но чуть в сторону - и тут начинаются сложности. На иностранных судах работают не всегда все англичане. Еще хуже если, наоборот, они там все англичане...». Как видим, создание на Севморпути безопасных и комфортных условий плавания, привычных морякам в оживленных районах мирового судоходства, вопрос многоплановый, решающийся и на побережье Северного Ледовитого океана, и в столичных Санкт- Петербурге и Москве. И это уже вопрос не только организации судоходства. Совершенно справедливо пишут авторы статьи «Перспективные направления и проблемы развития Арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке» В. Н. По- ловинкин и А. Б. Фомичев: «В настоящее время арктическая зона объективно становится важнейшим гарантом устойчивого развития Российской Федерации в XXI веке. Реальный вклад русского Севе­ ра в экономику нашего государства во многом будет определяться масштабами и темпами развития уникальной Арктической транс­ портной системы. Необходимо расширение коммерческого и науч- но-исследовательского судоходства, развитие транспортных узлов и коридоров, полярной авиации, грузопассажирских трансполярных и кроссполярных перевозок». Прибрежная инфраструктура стано­ вится хребтом, основой подъема северных территорий. История повторяется в современности. Это уже третий этап, виток развития российской Арктики по аналогичной схеме, но вовсе не зеркальный первым двум, осуществленным в советский период. Наши пред­ шественники, создавая Главное управление Северного морского пути (ГУСМП) при Совнаркоме СССР, начинали с нуля, по большому счету мало чего имея, кроме рабочих рук, но брались за весь спектр вопросов, от решения которых зависел цивилизационный подъем арктических территорий. К сожалению, мировая война помешала им довершить начатое. Деятельность пришедшей на смену ГУСМП 198 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz