Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ двух пароходов теперь более неприятная. Когда за мной сто тысяч тонн»едет» и остановиться практически не в состоянии, моя струя от винтов за кормой для него как бриз весенний... Льда стало меньше? Так расстояние между судами в караване приходится увеличивать, чтобы избежать столкновения друг с другом... При том караванное плавание - количество проводимых судов зависит не ото льда, не от ледоколов, а от количества желающих. Мы сейчас можем взять, грубо говоря, 20 «Тихоновых», построить хвостиком и провести их за те же 7 суток...». Судоводителей, как и других командиров в экипаже, при движении в сложном по своим природно-климатическим особенностям аркти ческом районе важно максимально освободить от всех посторонних вопросов организации плавания. В большинстве районов Мирово го океана они решены, на Севморпути, после крушения советской супердержавы, эти вопросы только обострились. Можно, а скорее, нужно восстановить утраченные позиции и пойти и дальше. В. В. Михайличенко наметил целую программу первоочередных мер, спо собствующих повышению привлекательности северного транзита, а значит и интернационализации самого плавания: «Необходимо обеспечить в районе трассы СМП возможность бункеровки судов, их снабжение пресной водой, выполнение аварийного и срочного ремонта, водолазных осмотров, смену экипажей, в том числе для иностранных транзитных судов. А для этого необходимо открыть (имеется в виду заход иностранных судов - прим. автора) порты на трассе СМП и восстановить или вновь создать инфраструктуру. Такими портами на трассе могут стать Диксон на Западе и Певек на Востоке, имеющие глубоководные и закрытые рейды, пригодные для крупнотоннажных судов и расположенные непосредственно на трассе. Необходимо восстановить инфраструктуру для обслу живания судов в дальневосточном порту Провидения. Этот порт называют воротами Арктики, и он открыт для захода иностранных судов». Остается добавить, что недавно открыт и Певек. Суммируя предлагаемое Михайличенко, можно сказать: успеш ность северных транзитных рейсов во многом закладывается и обеспечивается на берегу. В вопросах своей компетенции капитаны атомного флота с ним согласны. «Пока все иностранцы ходят по нашей трассе с ледовыми лоцманами, - говорит капитан Д. В. Лобу- сов. - Но так не будет всегда. Наша задача на Севморпути - не дать груженым судам соприкоснуться даже со льдинкой. В этих условиях, особенно в начале навигации и в конце, на судне должны быть люди, 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz