Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

малейшая рассогласованность в подрыве крепежных элементов, удерживавших отсек, его бы заклинило в корпусе, и тогда первому атомоходу оставалась бы одна дорога - на утилизацию, как говорят моряки, пустили бы «на иголки». К счастью, а скорее благодаря точно выверенному расчету все получилось и ледокол повели без захода в Мурманск в город-порт корабелов военного атомного флота Северодвинск. В сумасшедшем, иначе не сказать, темпе работали в конце 60-х годов судоремонтники сверхсекретного северодвинского завода, специализировавшегося на ремонте первых советских атомных подводных лодок. Непрофильный, но архиважный заказ на модер­ низацию атомного ледокола «Ленин» им предоставило само прави­ тельство СССР. За два с половиной года они сделали, казалось бы, невозможное: уложились в сроки и продлили первому атомоходу жизнь еще на 19 годовых навигаций, после шести первых, во многом экспериментальных. Былая секретность ушла в прошлое, а вот пом­ нить эту страницу нашей истории надо. Впрочем, все по порядку. «18 февраля 1967 года Советом министров СССР принято по­ становление за № 148-62, которое предусматривало замену на «Ленине» АЭУ (атомной энергетической установки - прим. автора) ОК-150 на новую, более мощную и надежную двухреакторную установку ОК-900 (технический проект которой к тому времени был разработан для атомных ледоколов серии «Арктика»), а также одновременный ремонт всего атомохода. Постановлением Совета министров СССР ремонт ледокола и установка на него АЭУ ОК-900 возлагались на северодвинское предприятие «Звездочка», а сроки ставились чрезвычайно жесткие: сдать атомный ледокол «Ленин» к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, к началу навигации 1970 года. То есть ремонту ледокола с самого начала придавалось и политическое значение. Позднее бывший директор «Звездочки» ГЛ. Просянкин вспоминал: «Для нас это было совершенно неожидан­ но. Впрочем, опыт работы с атомными энергетическими установками уже имелся. Да и принцип у меня был такой: никогда ни от каких заказов не отказываться, чтобы готовить кадры к решению любых, самых сложных задач», - это пишут в сборнике воспоминаний от­ ветственный сдатчик атомного ледокола «Ленин» В. Т. Калганов и работник предприятия А. С. Бобрецов. Сами работники знаменитой сегодня не только у нас, но и в мире «Звездочки» недавно по крупицам восстановили в книге «Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение» подробности нечеловечески 16 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz