Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ когда трасса была замкнутым пространством с самым популярным объявлением прошлых лет: «Посторонним вход запрещен». Время закрытости ушло, если мы намерены развивать новый междуна родный транспортный коридор. А раз так, значит, не только нам крайне необходимо перестраи вать свою работу в Арктике по принятым мировым стандартам, но и вносить свою лепту в эти стандарты, ведь многие иностранцы на Севере не то что не плавали, но даже не видели его. В экипажах, уже совершивших первые рейсы по Севморпути, те же северяне- европейцы редкость, и как правило, они на командных должностях. А рядовой состав - индусы, китайцы и другие южане. Им предстоит адаптироваться не только к профессиональным особенностям ра боты на арктической трассе, но к самому элементарному- холоду, морозу, метелям... Так что процесс международного освоения Се верного морского пути имеет (а как же еще иначе!) двусторонний характер. Капитан Спирин очень метко назвал судоходство по со временным мировым стандартам, которые предстоит внедрить и в Арктике, интенсивным мореплаванием. Капитан Скрябин конкретно очертил главные его слагаемые: высокая тоннажность грузового флота и коммерческая скорость, которые кардинальным образом влияют на организацию ледокольной проводки и на саму тактику арктического мореплавания. Не вдаваясь глубоко в профессио нальные детали, капитаны выделяют для себя главное, что надо непременно учитывать в транзитном плавании. Капитан атомохода «Таймыр» С. В. Киселев: «Важно соблюдать принцип «золотой середины» - не должно быть повышения скорости в ущерб безопасности плавания». Сергей Владимирович поясняет специфические особенности транзитной ледокольной проводки, которые можно глубоко понять, будучи только внутри процесса:»По чистой воде сильно гнать судно не стоит. Не надо гоняться за ре кордами скорости. А во льду, напротив, на большой скорости канал лучше сохраняется, но при этом важно учитывать, что корпуса атомоходов все-таки поуже, чем у современных крупнотоннажных грузовых судов. Если разреженные льды - все нормально. Когда же сплоченные, да еще прижмет, начинаются проблемы. Выбирать оптимальную тактику ледовой проводки надо и с учетом разницы в ледовом классе атомохода и транспортного судна. Все-таки у транс портов не очень высокий ледовый класс. Особенно все это надо учитывать на востоке. Там однолетние льды за лето не вытаивают. Естественно, они более тяжелые». 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz