Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ когда трасса была замкнутым пространством с самым популярным объявлением прошлых лет: «Посторонним вход запрещен». Время закрытости ушло, если мы намерены развивать новый междуна­ родный транспортный коридор. А раз так, значит, не только нам крайне необходимо перестраи­ вать свою работу в Арктике по принятым мировым стандартам, но и вносить свою лепту в эти стандарты, ведь многие иностранцы на Севере не то что не плавали, но даже не видели его. В экипажах, уже совершивших первые рейсы по Севморпути, те же северяне- европейцы редкость, и как правило, они на командных должностях. А рядовой состав - индусы, китайцы и другие южане. Им предстоит адаптироваться не только к профессиональным особенностям ра­ боты на арктической трассе, но к самому элементарному- холоду, морозу, метелям... Так что процесс международного освоения Се­ верного морского пути имеет (а как же еще иначе!) двусторонний характер. Капитан Спирин очень метко назвал судоходство по со­ временным мировым стандартам, которые предстоит внедрить и в Арктике, интенсивным мореплаванием. Капитан Скрябин конкретно очертил главные его слагаемые: высокая тоннажность грузового флота и коммерческая скорость, которые кардинальным образом влияют на организацию ледокольной проводки и на саму тактику арктического мореплавания. Не вдаваясь глубоко в профессио­ нальные детали, капитаны выделяют для себя главное, что надо непременно учитывать в транзитном плавании. Капитан атомохода «Таймыр» С. В. Киселев: «Важно соблюдать принцип «золотой середины» - не должно быть повышения скорости в ущерб безопасности плавания». Сергей Владимирович поясняет специфические особенности транзитной ледокольной проводки, которые можно глубоко понять, будучи только внутри процесса:»По чистой воде сильно гнать судно не стоит. Не надо гоняться за ре­ кордами скорости. А во льду, напротив, на большой скорости канал лучше сохраняется, но при этом важно учитывать, что корпуса атомоходов все-таки поуже, чем у современных крупнотоннажных грузовых судов. Если разреженные льды - все нормально. Когда же сплоченные, да еще прижмет, начинаются проблемы. Выбирать оптимальную тактику ледовой проводки надо и с учетом разницы в ледовом классе атомохода и транспортного судна. Все-таки у транс­ портов не очень высокий ледовый класс. Особенно все это надо учитывать на востоке. Там однолетние льды за лето не вытаивают. Естественно, они более тяжелые». 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz