Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ледокола. «Россия» повела «Уйкку» на буксире вплотную. «Усы» рвались, электросхема Азипода (прогрессивной финской системы обеспечения движения судна- прим. автора) давала сбои, что при­ водило к вынужденным остановкам. Только через сутки вошли в Обскую губу, где нам уже проложил канал до Сабеты мелкосидящий а/л «Вайгач». ...Поскольку экспедиция была научной, мы настояли на обратном пути на маршруте не в обход, а прямо через Карское море и Карские Ворота. Это удалось осуществить под проводкой ледокола «Россия». А вот к чему привело в целом международное сотрудничество. Итоги подводит в журнале «НефтьІазПромышленность» А. Г Са­ мойлов: «С целью интеграции Севморпути в транспортный коридор Европа-Азия в 1998 г. были выполнены совместно с комиссией ЕС экспериментальные рейсы по вывозу газового конденсата с полу­ острова Ямал в Европу и показана перспективность использования арктической водной магистрали для вывоза углеводородного сырья. Из Обской губы из портопункта Сабета иностранным танкером было экспортировано 10,7 тыс. т газового конденсата. Реальный коммерческий вывоз сырой нефти независимыми про­ изводителями с арктического побережья Западной Сибири, минуя трубопроводную систему, начат в 1999 г. За пять успешных навигаций по Северному морскому пути потребителям отправлено более 460 тыс. т нефти». Как видим, проект Arcdev открыл путь нашим нефти и газу на европейский рынок, но при этом продемонстрировал европейцам возможности и преимущества нашей арктической трассы, если движение грузопотока обеспечивается нашими же, атомными ледо­ колами. Иначе говоря, сама трасса показала, кто есть кто в данной логистической системе грузоперевозок, не ущемляя чьих-то приори­ тетов или амбиций. В этом и выражается принцип международного разделения труда на конкретном поле совместной деятельности. Если приложить данный опыт к ситуации с организацией каналов связи в нынешних транзитных рейсах по Севморпути, описанной капитанами атомоходов, то напрашивается немудреный вывод: не лучше ли объединить усилия разных стран, заинтересованных в северном транзите, причем, не только в налаживании эффективных каналов связи, но и в самом сборе гидрометеоинформации, необ­ ходимой судоводителям в плавании по Севморпути. Нельзя же во всем изобретать собственный велосипед, как повелось со времен, 194 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz