Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ будет достаточно знать глубины с точностью до 3-5 метров разницы. Лишь бы все пространство было покрыто промерами...». Итак, с проблемами, подстерегающими судоводителей под водой, худо-бедно мы разобрались. Теперь поговорим о том, что беспокоит их на поверхности Северного Ледовитого океана. Для этого проведем с капитанами атомных ледоколов заочную дискуссию. Не сговари­ ваясь, те, кому принимать решения не только о своем маршруте, но и ведомых ими транспортных судов, выделяют вопрос получения ин­ формации о ледовой обстановке на Северном морском пути. «Круп­ нотоннажные суда - это новые маршруты плавания, - акцентирует проблему капитан атомного ледокола «Вайгач» А. В. Скрябин. - Надо своевременно реагировать на смену обстановки на трассе, потому в транзитном варианте ходить сложнее, чем работать на одном плече перевозок». Ему вторит капитан атомохода «Россия» А. М. Спирин: «Ледовую информацию теперь можно получать глобально, по всей трассе. Раньше были обзорные полеты самолетов, составлялись ледовые карты. Далее - на каждом ледоколе был вертолет, кото­ рый в пределах 100 миль мог постоянно смотреть дорогу. Сейчас же мы используем спутниковые снимки, разрешающая способность их зависит от вложенных денег в информацию». Продолжает тему капитан атомохода «50 лет Победы» Д. В. Лобусов: «Из космоса можно определить,где край массива, где просто скопления льдов... Мы получаем информацию, но не всегда своевременно. Россия, обладающая космическим потенциалом, вполне могла бы нас обе­ спечить. Иногда какие-то снимки покупаем. И наши, и у иностранцев. В то же время у американцев в открытый доступ НАСА многое вы­ кладывает, но там оптический диапазон, а летом в Арктике туман 90% времени. Радарными снимками, инфракрасными вполне могли бы нас обеспечить свои специалисты. За границей же их делают. А ГЛОНАСС, российская система, о которой все говорят, она для других целей. Наверное, и у нас какие-то подходящие спутники летают, но нет вот этой стыковки. Сейчас финны запустили спутник. Работает, обеспечивает ледовой информацией на восточном плече... Еще не­ мецкой «погодой» мы пользуемся - в открытом доступе. С Балтики шли - американской «погодой» были обеспечены: я даю точку и мне выдают на завтра погоду в эти координаты, очень точно... Так я умудрился проехать между двумя циклонами в той ситуации, которая ничего хорошего не предвещала. Безопасно и достаточно надежно. А у нас вся гидрометинформация запрятана, ее надо покупать. Тут 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz