Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

основной части ледокольной проводки танкера «Балтика». Почему выше, объяснимо: себе в убыток атомные ледоколы работать не смогут, а экономия на маршруте будет достигнута на другом - на сокращении расстояния и времени плавания с соответствующим снижением эксплуатационных расходов транспортных судов, пре­ жде всего, на топливо. Она и покроет дополнительные издержки за ледокольные услуги, которых нет в южном варианте плавания. Так начиналась дискуссия о тарифах за ледокольные услуги в северных транзитных рейсах. К ней надо было подключать феде­ ральные структуры власти, ответственные за установление данных тарифов. Отрадно отметить, что в считанные месяцы акцент для будущих транзитных рейсов был выбран правильно. Федеральная служба по тарифам ввела новый гибкий тариф на услуги ледокольно­ го флота. Теперь на трассах Севморпути при заключении договоров на проводку судна разрешается применять тарифы ниже предель­ ных (вплоть до одного рубля с тонны). А ведь раньше на принятие подобных решений уходили годы. Руководитель некоммерческого партнерства Севморпути В. В. Михайличенко размышляет по этому поводу: «Надо помнить, что Северный морской путь изначально за­ пирал не лед, а высокий тариф на грузоперевозки. Еще 20 лет назад мы подсчитали, что СМП будет эффективен при тарифе 5 долларов за тонну, это тариф Суэцкого канала, который остается неизменным. А у нас тариф был и 20, и 30 долларов за тонну... После прорывного рейса танкера «Балтика» в 2010 году наши фискальные органы по­ няли, что тариф нужно снижать, и это окупится. После произошед­ шего снижения тарифов транзит за 2011 год увеличился в 5,5 раза». В другой статье тот же Михайличенко отмечал: «...именно гибкие тарифы оказались основой успеха. Если бы действовали прежние тарифы, то перевозки нефтепродуктов по Севморпути оказались бы убыточными и в итоге сведены на нет. А сейчас проект активно раз­ вивается. Более того, «Совкомфлот» за счет собственных средств помог выполнить промер глубин по трассе в восточном секторе Севморпути, где такие работы не проводились почти 20 лет, и тем самым повысил условия безопасного движения судов». Что касается такого важнейшего для безопасности мореплавания вопроса, как промеры глубин в Северном Ледовитом океане, то не осталось в стороне и государство. Приведу еще одну выдержку из статьи Михайличенко: «Полярная Гидрография Северного морского пути долгое время финансировалась из бюджета по остаточному принципу только на 10-15%, поэтому гидрографические суда в от­ 188 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz