Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
основной части ледокольной проводки танкера «Балтика». Почему выше, объяснимо: себе в убыток атомные ледоколы работать не смогут, а экономия на маршруте будет достигнута на другом - на сокращении расстояния и времени плавания с соответствующим снижением эксплуатационных расходов транспортных судов, пре жде всего, на топливо. Она и покроет дополнительные издержки за ледокольные услуги, которых нет в южном варианте плавания. Так начиналась дискуссия о тарифах за ледокольные услуги в северных транзитных рейсах. К ней надо было подключать феде ральные структуры власти, ответственные за установление данных тарифов. Отрадно отметить, что в считанные месяцы акцент для будущих транзитных рейсов был выбран правильно. Федеральная служба по тарифам ввела новый гибкий тариф на услуги ледокольно го флота. Теперь на трассах Севморпути при заключении договоров на проводку судна разрешается применять тарифы ниже предель ных (вплоть до одного рубля с тонны). А ведь раньше на принятие подобных решений уходили годы. Руководитель некоммерческого партнерства Севморпути В. В. Михайличенко размышляет по этому поводу: «Надо помнить, что Северный морской путь изначально за пирал не лед, а высокий тариф на грузоперевозки. Еще 20 лет назад мы подсчитали, что СМП будет эффективен при тарифе 5 долларов за тонну, это тариф Суэцкого канала, который остается неизменным. А у нас тариф был и 20, и 30 долларов за тонну... После прорывного рейса танкера «Балтика» в 2010 году наши фискальные органы по няли, что тариф нужно снижать, и это окупится. После произошед шего снижения тарифов транзит за 2011 год увеличился в 5,5 раза». В другой статье тот же Михайличенко отмечал: «...именно гибкие тарифы оказались основой успеха. Если бы действовали прежние тарифы, то перевозки нефтепродуктов по Севморпути оказались бы убыточными и в итоге сведены на нет. А сейчас проект активно раз вивается. Более того, «Совкомфлот» за счет собственных средств помог выполнить промер глубин по трассе в восточном секторе Севморпути, где такие работы не проводились почти 20 лет, и тем самым повысил условия безопасного движения судов». Что касается такого важнейшего для безопасности мореплавания вопроса, как промеры глубин в Северном Ледовитом океане, то не осталось в стороне и государство. Приведу еще одну выдержку из статьи Михайличенко: «Полярная Гидрография Северного морского пути долгое время финансировалась из бюджета по остаточному принципу только на 10-15%, поэтому гидрографические суда в от 188 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz