Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ с особой тщательно­ стью, не торопясь, со­ провождали его на трассе, подстраиваясь под малые скорости движения «пассажи­ ра». Очень эффектной, даже неожиданной для многих была под занавес 2010 года транзитная проводка в декабре с востока на запад шведского ледокольного буксира «Тор Викинг» атомным ледоколом «Россия». У шведских моряков было три варианта пути назад, в Европу: через Берингов пролив в Тихий океан с переходом в Атлантику по Панам­ скому каналу. Это примерно в 4-5 раз длиннее, чем возвращение в Европу по трассе Севморпути. Возможно пройти вдоль канадского побережья по так называемому Северо-Западному проходу, но зимой на этом пути встречается много тяжелых льдов, осложняю­ щих продвижение. Наиболее оптимальным по расчетам шведских специалистов оказался северный вариант плавания «Тор Викинга» вдоль российского побережья Арктики в сопровождении атомного ледокола. И выбор шведов полностью оправдался. Для специалистов же атомного ледокольного флота рейс был интересен не только с коммерческой точки зрения, но и для изучения возможностей расши­ рения сроков транзитных плаваний по Севморпути в зимний период. Использование при проводке по трассе танкера «Балтика» в ав­ густе сразу трех атомных ледоколов может показаться избыточным, но в тот момент оно оправдывалось. Слишком велика была цена успеха данного рейса. Он закладывал основу коммерческих плава­ ний по Севморпути на многие годы, потому ошибаться было нельзя. Конечно, перспектива транзитов закладывалась не в одном рейсе, но важно само по себе золотое правило: лучше не поскупиться в на­ чале, тогда в дальнейшем расходы неизбежно окупятся. Отчетливо сознавал это генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Владимирович Рукша. «Оптимальная цена на услуги Атомфлота по проводке судов по Севморпути должна быть чуть выше цены услуг по прохождению Суэцкого канала», - подчеркнул он после окончания 1 ^ 4А м « ■ і ѵш fb’-X ^M l "'з '1 1 Первый крупнотоннажный балкер «NordicBarenz» идете кильватере атомохода «50лет Победы» 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz