Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ атомного ледокола «Сибирь» и при помощи специально построенных для работы на участках ограниченных глубин реки Енисей мелкоси дящих ледоколов типа «Капитан Сорокин» была открыта круглого дичная навигация на Дудинском направлении. В последующие годы ледоколы типа «Капитан Сорокин» с трудом справлялись с зимними проводками судов в припае р. Енисей. Им на замену были построены мелкосидящие атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» мощностью 44000 л. с. (1989 г. , 1990 г. ). После ввода их в строй навигация на Дудинку стала гарантированно круглогодичной». Начиналось это транспортное наступление в западном районе Арктики отнюдь не с победных реляций, скорее напротив - в драма тической обстановке. В силу ряда причин вышла из строя ядерная энергетическая установка ОК-150 на первом и единственном тогда атомном ледоколе «Ленин». Ремонту она уже не подлежала, только замене. А как выполнить технологическую операцию, с которой ни кто из эксплуатационников атомного флота в Мурманском морском пароходстве не сталкивался? Впрочем, не только в пароходстве, но и в стране, и даже в мире... Но специалисты, обслуживавшие первый гражданский атомоход вкупе с советскими учеными и про изводственниками, привыкли к необычности возникавших проблем и нашли неожиданный выход, в казалось бы, тупиковой ситуации. Запасной ядерной установки для замены не было. Приняли решение ускорить производство установки ОК-900, уже спроектированной для атомоходов второго поколения. Но сделать ее - только одна часть задачи, не менее сложной была другая: извлечь из ледокола реакторный отсек со старой установкой ОК-150. А как извлечь, если требовался для этой цели кран грузоподъемностью более трех тысяч тонн - таких, вероятно, и сегодня не существует. Тогда появилась идея извлекать установку не сверху, с палубы, а снизу, через днище ледокола, вырезав в нем проем, уходящий в морскую глубь. С последней задачей мурманские моряки и судоремонтни ки успешно справились. Дальше предстояло буксирами провести ледокол с зияющим отверстием в днище из Мурманска до остро вов архипелага Новая Земля. Здесь, в бухте Цивольки состоялась самая ответственная часть операции. Четыре крепления, за счет которых отсек удерживался в корпусе атомохода, подорвали син хронно осуществленными взрывами и конструкция, влекомая вниз собственной тяжестью, ушла на дно Карского моря... Случись 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz