Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ явление, обусловленное прежде всего исключительно благопри­ ятными ледовыми условиями последних двух-трех лет... Достаточно сказать, что в зимне-весенней навигации 2008-2009 гг. и далее с 2011 г. по настоящее время на Дудинском направлении «Норильский никель» привлекает мелкосидящие атомные ледо­ колы типа «Таймыр» для поддержания высоких эксплуатационных скоростей плавания своих судов в припае Енисейского залива и реки Енисей». Но считать - одно, а без ясной, подкрепленной самим развитием Арктики перспективы, будущего у атомного ледокольного флота нет. В упомянутой статье показана такая перспектива: «Ледокольная поддержка работы транспортного флота будет переориентирована на освоение новых трасс плавания и продление сроков арктической навигации на всем протяжении Севморпути, обеспечение функцио­ нирования выносных точечных причалов (терминалов) на арктиче­ ском шельфе, оказание помощи судам при плавании на участках со сложными ледовыми условиями, несение дежурства для обеспече­ ния прохода судов, выполнение аварийно-спасательных операций с судами во льдах». Иными словами, нет раз и навсегда определенных задач для атомоходов, поскольку само развитие Арктики качествен­ но видоизменяется, наполняется новым содержанием. С усилением массового характера транзитных перевозок, причем, не только их, а и вывоза добытых на арктических месторождениях углеводородов, на что сегодня сориентированы стратегические планы развития Се­ вера, работы атомоходам только прибавится. Собственно, программа будущего транзитных плаваний не просто существует, она начала реализовываться буквально с первых рейсов знакового 2010 года. Центральным событием летней навигации в том году стал авгу­ стовский рейс танкера «Балтика». Танкер водоизмещением более ста тысяч тонн, принадлежащий ОАО «Совкомфлот» - крупнейшей российской судовладельческой компании, доставил из Мурманска в китайский портназначения Нингбо 70 тысяч газового конденса­ та. Проводку танкера осуществляли атомные ледоколы «Таймыр» и «Россия». С целью промеров глубин и определения наиболее безопасного для крупнотоннажного судна маршрута были задей­ ствованы суда Государственного гидрографического предприятия Минтранса России. Одновременно для дополнительных промеров глубин северным маршрутом прошел атомоход «50 лет Победы». Про­ меры показали, что пролив Санникова, обычно использовавшийся на востоке для прохода в Чукотское море, действительно имеет 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz