Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
инерционная: чем стандартнее условия ее функционирования, тем больше отдача от нее. Чем больше масштабы дела, тем быстрее растут результаты, но опять же при стабильности условий развития. Но случись сбой, и потери тоже ощутимее. Наивно думать, что при массовых грузоперевозках, на которые берется прицел в будущем северного транзита, удастся избежать сбоев работы в изменчивой, а иногда даже сегодня непредсказуемой арктической среде. Значит, надо страховаться на случай внезапных отклонений, эксцессов, и не только природных, но и искусственных, возникших из-за не дальновидности, а то и халатности самого человека. При рассказе о спровоцированной суровой зимой 2011 года миссии атомоходов по спасению застрявших в балтийских льдах судов мы наглядно убеди лись в справедливости сказанного выше. А еще убедительнее было решение сделать регулярной практику направления атомоходов на Балтийское море в зимний период. Огромные, труднодоступные пространства Арктики еще больше, чем на Балтике, затрудняют опе ративное реагирование на непредвиденные события. Это под силу только человеку, использующему самые современные технологии - технологии глобального применения, к которым, как мы убедились, с полным основанием можно отнести многоцелевые по своему на значению ледоколы. Вспомним, что лишь ледокол «Красин» в 1928 году сумел спасти в районе Северного полюса международную экспедицию с потерпевшего крушение дирижабля «Италия». Ранее рассказывалось о планах эвакуации самолетами людей с Чукотки, когда она оставалась без запасов топлива на зиму в 1998 году, но государственными властями было принято правильное решение осуществить транзит с запада на восток танкера ледового класса, ведомого атомным ледоколом «Советский Союз». Не дискуссии, а жизнь показала, что и в нынешние «теплые» времена в Арктике без атомоходов не обойтись. Вот как оценивают ситуацию руководители атомного флота В. В. Рукша, А. А. Смирнов, С. А. Іоловинский в статье, опубликованной в 2013 году в журнале «Арктика: экология и экономика»: «В последние несколько лет с вводом в эксплуатацию ОАО ГМК «Норильский никель» пяти специ ализированных судов повышенной ледопроходимости, вводом ОАО «Совкомфлот» трех танкеров активного ледового плавания типа «Василий Динков» стали проявляться тенденции так называемой ледокольной независимости перевозчиков, владеющих флотом повышенной ледопроходимости. Мы считаем, что это временное 184 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz