Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
отвечающая их прямому назначению. Что говорить, даже квали фикация судоводителей-транспортников рассчитана на плавание по открытой воде... Вот мы и подошли к поворотной точке обсуждения проблемы тран зитных плаваний в Арктике. Они как раз стали набирать масштаб, когда с потеплением появились на трассах Северного морского пути обширные зоны открытой воды. Кроме вполне понятного энтузиазма процесс этот породил у некоторых судовладельцев соблазн сэконо мить и отказаться от услуг ледоколов, прежде всего, дорогостоящих атомных. Невольно появляется желание перефразировать извест ную поговорку, чтобы оценить подобные настроения. А именно: наши желания не должны опережать наши возможности. Во-первых, сезон открытой (да и то с оговорками) воды в Арктике длится не более 3-4 месяцев летне-осеннего периода, остальные три четверти года, хочешь - не хочешь, со льдами надо бороться. Во-вторых, на смену сплошным ледяным полям, продвижение в которых действительно не быстрое, пришли ледовые перемычки и пробки в проливах и уз костях, что нередко сводит на нет выигрыш в скорости и времени движения, полученный на открытой воде. Характерная в этом пла не ситуация произошла в начале летней навигации по Севморпути в 2013 году. В-третьих, на этой самой воде раздолье плавающим «конкурентам» судов - айсбергам, поведение которых теперь при ходится специально изучать, ибо никому не завидна участь печально знаменитого пассажирского лайнера «Титаник». «В начале XXI века ситуация изменилась, - размышляет в интервью член Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФАнатолий Виноградов, - потому что из-за значительного потепления горные ледники на архипелагах Западной Арктики приобрели повышенную подвижность... В результате этого у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа стали появляться «ледовые острова» массой в сотни миллионов тонн. И именно в том районе, где проходят глубо ководные трассы Северного морского пути, по которым поплывут в ближайшие годы крупнотоннажные балкеры, танкеры и газовозы из Норвегии и Европы в порты Юго-Восточной Азии». И все же самые большие проблемы в арктическом мореплавании сегодня создает не природа, а люди. Причем они идут на это вполне осознанно, поскольку их помыслами и делами теперь руководит экономический и иной прагматический расчет, а не капризы природ ной стихии. Смысл его емко сформулировал Э. М. Шацбергер: «На первой международной Евроазиатской конференции по транспорту 182 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz