Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ щий не только самой большой мощностью, но и неограниченной автономностью плавания, ее ничем не заменишь на длительных расстояниях при отсутствии баз дозаправки топливом. Арктика из разряда подобных регионов на планете. Но по большому счету и не надо из транспорта делать ледокол, когда весь мир идет по пути специализации отдельных технологических процессов. Крушить лед и прокладывать в нем канал чистой воды для транспортных судов - задача моряков-ледокольщиков. Очень удачно обозна­ чил своеобразие арктического мореплавания Э. М. Шацбергер: «.. .безледокольное плавание в обозримом будущем не предвидится, особенно в транзите, потому, что скоростной потенциал можно ре­ ализовать только в мелкобитых льдах, которые образуются после прохождения ледокола». Задача же судовладельцев и судоводите- лей-транспортников, если им созданы упомянутые условия плава­ ния во льдах - быстро, без повреждений, в срок доставить груз по назначению, при этом максимально снизив расценки за свои услуги, в которые входят и эксплуатационные расходы. Высокий ледовый класс транспортного судна стоит денег, потраченных, положим, на усиление прочности корпуса, что требует дополнительных затрат металла при строительстве. Но и эти разовые расходы - ничто по сравнению с дополнительными затратами энергии на передвижение потяжелевшего примерно на треть корпуса судна в водной и ледовой среде, а это дополнительный расход топлива, еще больше укора­ чивающий сроки автономного плавания. Словом, замкнутый круг, который оборачивается в конечном счете бременем дополнительных судовых эксплуатационных и амортизационных расходов, ложащихся на стоимость транс­ портной услуги. По­ сле сказанного сами делайте выводы о конкурентоспособ­ ности арктического транспортного флота в сравнении с обыч­ ным... И в тоже время полноценным ледо­ колом транспорт не становится, исходная конструкция у этих типов судов разная, 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz