Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

на границе обширных зон припая и массивов дрейфующего льда в высоких широтах». К этому стоит добавить еще один, не менее важ­ ный вывод, сделанный ученым-исследователем Л. Г Цоем: «Трасса СМП довольно протяженная, около 3 тыс. миль. И, как правило, на ней действует принцип суперпозиции: тяжело на востоке - легко на западе, и наоборот». К чему все эти сопоставления и сравнения вариантов плавания по различным арктическим меридианам и широтам? А к тому, что при глобальном качественном мониторинге ледовой обстановки в Арктике, ставшем сегодня реальностью благодаря информации, полученной со спутников, открывается возможность выбора оп­ тимального пути для проводки ледоколами транспортных судов, этакого тактического маневра на огромном пространстве, о чем лет тридцать назад и помыслить было трудно. Наряду с традиционным прибрежным мореплаванием появились варианты высокоширотного, трансарктического (через приполюсный район) и комбинированного, синтезирующего перечисленные, при выборе оптимального маршру­ та. Возьмем к тому же в расчет сформулированный Цоем принцип суперпозиции, влияющей на выбор маршрута и скоростного режима широтного плавания при прохождении западного и восточного райо­ нов Северного морского пути. Обобщая изложенное, можно сказать, что технологический прорыв, который привел к глобальному мони­ торингу ледовой, метеорологической, навигационной обстановки в Арктике, открыл небывалые перспективы для развития транзитных перевозок на Северном морском пути - перевозок на длительные расстояния, пролегающие между континентами Земли. А можно взглянуть на эти перемены по иному. Космические тех­ нологии обеспечения мониторинга ледовой обстановки в Арктике сами по себе лишь элемент, хотя и важный, даже незаменимый, но успешное прохождение северного транспортного коридора, прежде всего, зависит от используемого для этих целей грузового флота. Он должен обладать стойкостью к встречающимся ледовым пре­ градам и погодным катаклизмам, мощностью силовых установок, превышающей те, что используются на обычных судах, и другими эксплуатационными качествами, рассчитанными на успешное реше­ ние коммерческих задач рейсов. Эти требования закладываются в саму конструкцию современных судов и учреждения регистра мор­ ского судоходства присваивают им определенный ледовый класс. Но все имеет свой предел, иначе транспортное судно пришлось бы превращать в ледокол, желательно даже атомный, обладаю­ 180 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz