Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ плавании полюса относительной недоступности - точки, наиболее удаленной от всех арктических берегов (84° с. ш, 174° з. д.). Прак­ тически ледокол прошел вдоль всей границы полярных владений России». К сожалению, это покорение в одном рейсе сразу двух северных полюсов Земли до сих пор остается незамеченным - что там для мировой! - даже для российской общественности. Любим мы стучать в грудь и рвать на себе рубашку, говоря о своей нацио­ нальной ущербности, а когда есть чем гордиться - молчим. Вроде и не совсем к месту, но не могу не вспомнить совсем недавний факт. В день 100-летия открытия архипелага Северная Земля российски­ ми моряками-гидрографами, которое произошло 4 сентября 1913 года, Россия промолчала, словно и не было последнего великого географического открытия на планете Земля, которое великий норвежский исследователь полярных широт Руал Амундсен счи­ тал самым выдающимся достижением человечества в начале XX века. Но вернемся к транзитному туристическому рейсу «Ямала» 1996 года. Он был помимо всего прочего еще и двойным, ведь после смены туристов в Америке ледокол снова отправился на Северный полюс, и это дало возможность сравнить транзитные плавания на восток и обратно на запад в июле и в августе. Вот как оценивает эти результаты исследователь истории арктических транзитов Э. М. Шацбергер: «Обратное плавание осуществлялось приблизительно по тому же маршруту. Время, затраченное на каждое плавание, без учета остановок на туристические экскурсии, составило около 7 су­ ток. Плавание ледокола «Ямал» проходило по широким разводьям среди преимущественно однолетних толстых и двухлетних льдов. Средняя скорость движения ледокола «Ямал» составила 12-13 уз­ лов в июле и 13-14 узлов в августе. Относительная протяженность пути плавания со скоростью 5 узлов и менее, когда движение носит неустойчивый характер, не превысила 1 %». Подытоживая анализ, Э. М. Шацбергер подчеркивает, что двойной рейс к Северному по­ люсу подтвердил «принципиальную возможность, целесообразность и эффективность использования этого варианта плавания в тех случаях, когда ледовая обстановка на трассе Северного морского пути является достаточно сложной». Основываются его выводы на принципиальном постулате: «...если тяжелые ледовые условия на трассах СМП в арктических морях, то обычно они бывают легкими на направлении трансарктического (околополюсного - прим. авто­ ра) транзита и наоборот. Летом большие пространства чистой воды закономерны для прибрежного варианта, а зимой они существуют 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz