Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

серной кислоты, выжигая скудную северную растительность и соз­ давая лунный пейзаж вокруг комбинатовских городов и поселков. Но на чаше весов противостояния супердержав СССР и США и это решение перетягивало. И реализовывалось неотложно, темпами, не знавшими аналогий. Планы развития промышленности подкреплялись неменьшими усилиями по наращиванию возможностей транспортного флота в Арктике, прежде всего, ледокольного. Начальник штаба морских операций Западного района Северного морского пути Н. Г Бабич в исторической ретроспективе рассмотрел, как шел этот процесс в послевоенный период, влияя на динамику продления сроков аркти­ ческих навигаций: «Огромная потребность в освоении природных ресурсов Арктики, главным образом, Норильского и Чаун-Чукотского промышленных районов, обусловила дальнейшее наращивание мощности ледо­ кольного флота. Ввод в строй в 50-е годы ледоколов типа «Капи­ тан Белоусов» позволил расширить сроки навигации в Западном районе Арктики до 3-4 месяцев, ледоколы типа «Ленин», «Москва» за период 1960-1977 г. г. «расширили» сроки навигации на всем протяжении СМП до 4-5 месяцев, в западном районе Арктики, в основном до портов Дудинка, Игарка - до 7 месяцев (июнь - декабрь включительно). Но и этого было недостаточно. Для обеспечения ритмичной работы Норильского промышленного района и освоения Ямальских нефтегазовых месторождений необходимо было расширить навигацию до круглогодичной. Способными успешно бороть­ ся с зимними льдами Карского моря и Объ-Енисейского района оказались атомные ледоколы типа «Арктика» с запредельной, как тогда казалось, мощностью 75000 л. с. Уже через 4 года после ввода в строй атомного ледокола «Арктика», в 1978 году при уча­ стии вступившего в эксплуатацию Гидролог Н. Г Бабич 14 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz