Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
на первый план. «Средняя скорость прохождения трассы составила 11,5 узла, - сообщает Э. М. Шацбергер, - но результаты рейса пока зали, что себестоимость перевозки грузов из Мурманска в Магадан в 4,5 раза больше, чем при доставке грузов по железной дороге из района Свердловска в Магадан. Таким образом, этот рейс показал, что транзитная транспортировка грузов по высокоширотной запри- пайной трассе на судах типа «Амгуэма» экономически не выгодна и не может пока конкурировать с перевозкой грузов по железной дороге. Тезис об эффективности использования кратчайших высоко широтных трасс в Арктическом бассейне, несмотря на кажущуюся привлекательность, на данном этапе развития материально-техни ческой базы флота экспериментально не подтвердился». Но сам же автор статьи отмечает, что после этого, во многом знакового рейса, прагматичные американцы, внимательно следившие за развитием грузоперевозок в советском секторе Арктики, выдвинули пред ложения от имени администраций портов ДатчХарбор (Алеутские острова) иТакома (Западное побережье США) об организации линии США - Европа через Северный морской путь. То есть речь шла о создании совместной с СССР линии грузоперевозок, на которой были бы задействованы советские ледоколы и транспортный флот, а американцы обеспечивали букирование (бронирование всей или части грузовместимости судна - прим. автора) и экспедирование грузов. Предложение из-за океана, хоть оно и не было принято, о многом говорит: даже «холодная» война и противостояние супер держав намерения бизнеса не останавливали... С появлением на трассе новых мощных теплоходов усиленного ледового класса типа «Норильск» ситуация начала существенно меняться в пользу транзитных рейсов. «Сдвиг начала плавания на Певек с атомоходами на более ранние сроки помимо приобретения опыта дал ощущение достижимости получения положительных результатов использования СМП для транзитного плавания», - по дытоживает Э. М. Шацбергер. Надо все-таки добавить к этому, что устойчивым и стабильным транзитное плавание в 80-90-е годы про шлого века назвать сложно: ряд рейсов теплоходов типа «Норильск» справедливо считается эталонными для своего времени, но бывали и другие. Свидетель событий раннего, апрельского рейса теплохода «Кола» в сопровождении атомохода «Арктика» из Мурманска в даль невосточный Певек, состоявшегося в 1987 году, Станислав Іорский отмечал, что он проходил «практически вслепую и стоил теплоходу 176 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz