Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ мнение, что глобальное противостояние супердержав тогда не позво­ лило раскрыть транзитный потенциал Севморпути. Не совсем так. «...B связи с возникшим кризисом в районе Суэцкого канала, - пишет Шацбергер, - с целью экспериментальной проработки транзитного плавания по СМП были совершены рейсы теплоходов «Нововоро- неж», «Дубна» и «Устюжна». Кроме того, были выполнены попутные сквозные рейсы теплоходов «Баргузин» и «Спасск-Дальний», ко­ торые, доставив грузы из Владивостока на Колыму, проследовали оттуда в балласте в Игарку, где приняли лес на Великобританию и Кубу. Теплоход «Нововоронеж» прошел от Іамбурга до Японии за 28 суток. Средняя скорость следования по СМП составила 10-11 узлов. Все пять рейсов выполнялись в неблагоприятных коммерческих условиях... Однако в целом эксплуатационные и экономические результаты транзитных рейсов оказались близкими к средним по судам Минморфлота в заграничном плавании, иначе говоря, прове­ денный эксперимент показал, что существует реальная основа для транзитного плавания по Северному морскому пути». С 70-х годов прошлого века наступает время участия атомных ледоколов в транзитных проводках судов по Севморпути. Открыл им счет атомоход «Ленин» (капитан Ю. С. Кучиев), проводивший весной 1971 года не транспорт, а дизель-электрический ледокол «Владивосток» (капитан Ю. П. Филичев). «Оба судна, выйдя из Мурманска 30 мая, прибыли в Певек 22 июня - раньше первого ка­ равана с востока, - отмечено в статье Шацбергера. - Этот ранний высокоширотный рейс в обход с севера всех островов и архипела­ гов СМП доказал, во-первых, полную реальность и дееспособность выбранной дороги, во-вторых, ее безопасность в навигационном отношении и, в-третьих, - самое главное - возможность проводки транспортных судов без форсирования ледовых препятствий. Всех удивило то, что суда почти 40% высокоширотного пути прошли по чистой воде». Казалось бы, в сквозном рейсе по арктической трассе с участи­ ем атомохода успех налицо, но не все так однозначно. Следующий заметный рейс пришелся на май-июнь 1978 года: плавание дизель- электрохода «Капитан Мышевский» (капитан Т. Ф. Кривохижин) в сопровождении атомохода «Сибирь» (капитан В. К. Кочетков) по времени было заметно короче раннего транзитного плавания двух ледоколов. Однако теперь не ледовые условия, а экономические по­ казатели эффективности сквозного рейса по Севморпути выходили 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz