Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

фическая экспедиция Северного Ледовитого океана 1910-1915 годов, сделавшая последнее великое географическое открытие на планете, обнаружив архипелаг Северная Земля. Но несмотря на возросшие технические возможности ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач»их транзит по Севморпути с востока на запад трудно признать успешным. «Они не смогли пройти всю трассу за одну навигацию, поэтому в России начинает преобладать пессими­ стическая точка зрения на возможность осуществления сквозных рейсов», - констатирует Шацбергер. Далее события переходят в советский период и поначалу носят довольно противоречивый характер: «Гибель парохода «Челюскин» в 1934 году оставила сомнения в пригодности СМП для транспортной эксплуатации на всем его протяжении, но в том же году ледорез «Литке» прошел эту трассу из Владивостока в Мурманск, тем самым была подтверждена окончательно принципиальная возможность транзитного использования этого пути,.. - подчеркивается в статье. -Летом 1935 года были выполнены первые коммерческие рейсы из Ленинграда во Владивосток и обратно судами «Ванцетти» и «Искра», «Сталинград» и «Анадырь». Расходы на такую перевозку по сравне­ нию с доставкой грузов поТранссибу оказались вдвое больше. Для повышения эффективности работы по СМП принимается решение о строительстве более мощных ледоколов и транспортных судов». После войны в разработке транзитных маршрутов плавания актив­ но участвует наука. «Следует отметить Восточную высокоширотную экспедицию на ледоколе «Северный полюс» (капитан К. К. Бызов, начальник экспедиции И. В. Максимов) в 1946 г., - пишет ведущий специалист по вопросам арктического мореплавания из ДАНИИ С. В. Фролов. - Кроме проведения обширных научных исследований перед экспедицией стояла задача оценки возможности высокоширотного транзитного плавания с востока на запад. Однако эта задача не была решена из-за отвлечения ледокола на проводку судов в про­ ливе Лонга в связи с тяжелой ледовой обстановкой, сложившейся на традиционной прибрежной трассе плавания». В повестку транзитных рейсов начинает робко заступать и эконо­ мика. Всплеск активности пришелся на 1967 год. И причиной тому сколько не благоприятная ледовая обстановка на Севморпути, а первый случай, когда мировая коньюнктура транспортных перевоз­ ок давала шанс северному коридору с началом арабо-израильской войны, подрывавшей перевозки через Суэцкий канал. Преобладает 174 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz