Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ гибели судна и потери груза наСМП значительно ниже вероятности гибели судна и груза в непокрытых льдом водах Мирового океана», - пишет доцент Іосударственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова Э. М. Шацбергер. Этот вывод международной научной общественности, похоже, малоизвестен в деловых кругах, а может быть, даже нежелателен для них, иначе как объяснить политику мировых страховых компаний, выставляющих заоблачные ставки страховых сборов судовладельцам якобы по причине высоких рисков плавания во льдах. Впрочем, не стоит торопиться с выводами, ведь сама история транзитных плаваний по Северному морскому пути - это своеобразная летопись сомнений судоводителей в реальности его использования для коммерческого мореплавания. Довольно де тально ее проанализировал именно Э. М. Шацбергер. Воспользуемся выдержками из его статьи «Рекомендации к экспериментам для Северного морского пути», чтобы прояс нить историю вопроса ради выявления пер спективы северных транзитов. А втор отмечает, что «первое удачное экспериментальное транзитное плавание совершил А. Э. Нор деншельд на паровой шхуне «Вега» в 1879 году. Он первым про шел почти всю трассу СМП за одну навига цию». Но тут же кон статирует, что «сам Норденшельд оценил эту трассу непригод ной для значения тор говли». Следующей крупной вехой была гидрогра Предшественники атомоходов «Таймыр» и «Вайгач» - одноименные суда Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.) 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz