Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

класса с двойными бортами, наконец, накопленный десятилетиями судоводительский опыт работы на трассе. И конечно, появившиеся грузы для перевозки транзитом в обоих направлениях... Все не пере­ брать, не перечислить. Сработала и коньюнктура мирового рынка транспортных услуг, которая пока лишь слегка сдвинулась в сторону Севера. Сказалась новая угроза, осложняющая плавание в южных морях на пути из Европы в Азию, - пираты, некстати «вспомнившие» через несколько столетий о своем прибыльном криминальном биз­ несе именно теперь. История становления северного транзита из разряда событий, развивавшихся по знаменитой формуле: очевидное - невероятное. «У Северного морского пути есть одно неоспоримое преимущество перед южными-он короче, - пишет Владимир Владимирович Михай- личенко, исполнительный директор Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути. - Марш­ рут Мурманск - Нингбо (Китай) занимает 20-23 дня. Дорога через Суэцкий канал составляет 35-38 дней. Тем более, Атлантика - это, прежде всего, шторма, Аденский залив - это пираты... Кто боится столкнуться с пиратами в Аденском заливе, огибает Африку, а это уже 45 дней в пути от европейских портов до Юго-Восточной Азии». Подсчет конкретизируется в статье «Северный морской путь - уни­ кальное преимущество России в трансконтинентальных перевоз­ ках»: «Маршрут через Северный морской путь по сравнению с трас­ сой через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток, а также экономит примерно, 800 тонн топлива на среднестатистическое судно. Кстати, расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км)». Развивая тему использования северного транспортного коридора, научный сотрудник ААНИИ С. В. Фролов также отмечает: «Преимущества трансарктического транзита очевидны и известны: кратчайшее расстояние между Беринговым проливом и портами Европы и Северной Америки, гидрографическая безопасность плавания (отсутствие регламентирующих глубин), незначительные сжатия в ледяном покрове ввиду удаленности береговой черты». Есть у северного маршрута и преимущества, которые не видны человеку непосвященному, отчего могут вызвать удивление, но с наукой трудно спорить. «Результатом исследований оценки риска при плавании по Северному морскому пути в рамках международной программы INSROP сделан очень важный вывод, что вероятность 172 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz