Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ и они раньше при слове «транзит» глубокомысленно пожимали пле чами и называли какие-то отдаленные от текущего дня сроки. А он, массовый транзит, свалился на арктическую трассу словно обвал, в течение одного 2010 года. Еще большим сюрпризом была реакция северных соседей России норвежцев, всегда настороженно, если не сказать, враждебно относившихся к любым передвижениям атомо ходов по северным морям. Для них эти ледоколы ассоциировались не иначе как с ядерной угрозой северной природе. В одночасье тон сообщений норвежской прессы переменился до неузнаваемо сти. Судите сами: «2010-й назовут годом прорыва в коммерческом судоходстве на Севморпути. Не из-за столпотворения кораблей в Арктике и не из-за огромных денег, вращающихся в бизнесе. Но из- за того, что интерес проявило множество корабельных компаний, и из-за того, что Россия и иностранные компании договорились об основных принципах использования этой трассы. В этом году ком мерческие пароходства доказали, что Северный морской путь-это не мечта из будущего. Это уже реальность, которая может активно развиваться. Будущее Арктики уже наступило», - почти востор женно, что непривычно для скупых на эмоции скандинавов, писал в электронном бюллетене «Баренц-обзервер» недавний активист известной своим критическим настроем норвежской экологической организации «Беллона» Томас Нильсен. Какие-то предпосылки событиям 2010 года были в году предше ствующем, когда два судна немецкой компании «Беллугашипинг» доставили коммерческий груз с востока, из Южной Кореи, в устье Оби на полуострове Ямал, но это представлялось не более чем экс периментом, в ходе которого транспорты сопровождали почти по чистой воде атомные ледоколы. Подобные рейсы нередко случались и прежде, правда, с участием советских или российских грузовых судов. А в 1998 году не эксперимент, но острая нужда погнала первый иностранный, финский танкер «Уйкку» под проводкой атомохода «Советский Союз» в сквозной рейс по Севморпути, который в раз гар арктической зимы был похлеще любого транзитного. Но об этом мы уже говорили. Когда пытаешься найти истоки арктической сенсации 2010 года, невольно перебираешь ее слагаемые: благоприятство мореходам со стороны природы в предшествующие годы, подтолкнувшее де ловых людей на решительные шаги, готовность атомного флота, своеобразного гаранта успеха, которому ни расстояния, ни летние льды не помеха, появление крупнотоннажных танкеров арктического 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz