Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ и они раньше при слове «транзит» глубокомысленно пожимали пле­ чами и называли какие-то отдаленные от текущего дня сроки. А он, массовый транзит, свалился на арктическую трассу словно обвал, в течение одного 2010 года. Еще большим сюрпризом была реакция северных соседей России норвежцев, всегда настороженно, если не сказать, враждебно относившихся к любым передвижениям атомо­ ходов по северным морям. Для них эти ледоколы ассоциировались не иначе как с ядерной угрозой северной природе. В одночасье тон сообщений норвежской прессы переменился до неузнаваемо­ сти. Судите сами: «2010-й назовут годом прорыва в коммерческом судоходстве на Севморпути. Не из-за столпотворения кораблей в Арктике и не из-за огромных денег, вращающихся в бизнесе. Но из- за того, что интерес проявило множество корабельных компаний, и из-за того, что Россия и иностранные компании договорились об основных принципах использования этой трассы. В этом году ком­ мерческие пароходства доказали, что Северный морской путь-это не мечта из будущего. Это уже реальность, которая может активно развиваться. Будущее Арктики уже наступило», - почти востор­ женно, что непривычно для скупых на эмоции скандинавов, писал в электронном бюллетене «Баренц-обзервер» недавний активист известной своим критическим настроем норвежской экологической организации «Беллона» Томас Нильсен. Какие-то предпосылки событиям 2010 года были в году предше­ ствующем, когда два судна немецкой компании «Беллугашипинг» доставили коммерческий груз с востока, из Южной Кореи, в устье Оби на полуострове Ямал, но это представлялось не более чем экс­ периментом, в ходе которого транспорты сопровождали почти по чистой воде атомные ледоколы. Подобные рейсы нередко случались и прежде, правда, с участием советских или российских грузовых судов. А в 1998 году не эксперимент, но острая нужда погнала первый иностранный, финский танкер «Уйкку» под проводкой атомохода «Советский Союз» в сквозной рейс по Севморпути, который в раз­ гар арктической зимы был похлеще любого транзитного. Но об этом мы уже говорили. Когда пытаешься найти истоки арктической сенсации 2010 года, невольно перебираешь ее слагаемые: благоприятство мореходам со стороны природы в предшествующие годы, подтолкнувшее де­ ловых людей на решительные шаги, готовность атомного флота, своеобразного гаранта успеха, которому ни расстояния, ни летние льды не помеха, появление крупнотоннажных танкеров арктического 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz