Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

тери доходов от такого крупного клиента будет просто нечем, и если не банкротство, то отстой части ледоколов, лишившихся работы, неизбежен. В коллективе моряков-атомщиков раздавались голоса, иногда даже переходившие в здравицы на корпоративных вечерах, во славу Деда Мороза, созидателя льда на арктических просторах. На кого еще надеяться, если твоя основная работа, за которую деньги платят, - лед ломать... Хвала мысли, движущей прогресс, но иногда и она инерционна. Пожелания моряков о нарастании ледяных массивов в Арктике пока не сбылись, но и транспортных судов, требующих ледокольной поддержки и сопровождения, на трассах Северного морского пути меньше не стало. Впрочем, не в количестве дело, а в самих, говоря на морском сленге, пароходах. Выразительно зафиксировал перемены капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Викторович Лобусов: «Если раньше мы ходили по трассе как былинные Святогоры, а сзади какая-то мелко­ та ползала, то сегодня на фоне судов-гигантов сами выглядим, как портовые буксиры». Не возразишь капитану с его 25 тысячами тонн водоизмещения самого большого в мире атомного ледокола на фоне 150-тысячетонного танкера, покорно следующего в кильватере. Но кажущийся теперь «малышом» атомный ледокол, словно в прежние времена несет на себе полноту ответственности за безопасность, коммерчески оправданную скорость проводки и многое другое, что составляет смысл плавания по Севмопути в транзите. И не важно, покрыт путь льдами или на горизонте появляются редкие льдины... Слово «транзит» все чаще встречается в разговорах специали­ стов, когда речь заходит об арктическом судоходстве. А потому не лишне и нам сразу определиться в терминах. «Международный транзит - это комплекс транспортных услуг по перемещению груза из одной страны в другую, по территории третьей и без изменения его качественного состояния», - так трактует понятие ученый-эко- номист Р. В. Сорокин. Определение вполне приемлемое, учитывая, что северные транзиты судов с грузами соединяют не только страны, но и континенты. Сегодня главное направление транзитов через Северный морской путь именуется: Баренцево-Евроарктическое - Азиатско-Тихоокеанское. Так вот пошли транспортные суда-гиганты транзитом, можно сказать, неожиданно для большинства участников транспортного процесса на Северном морском пути. Неожиданно и для самих россиян, давно осваивавших свою главную национальную морскую магистраль и потому мечтавших о ее светлом будущем. Однако же 170 Ппава 8. Атомоходы соединяют континенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz