Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ вообразить себе не может. Вот выдержка из мемуаров начальника Норильскснаба периода 1975-1987 гг. В. И. Полищука: «Вспоминает­ ся, когда в 70-х годах встал с большой остротой вопрос развертыва­ ния оборонительных средств и защиты наших приполярных зон от ракетного удара в то время реального противника. Морскими судами, в том числе зимой, за очень короткий период на Таймыр было пере­ брошено большое количество всевозможного оборудования, техники, материалов для строительства необходимых объектов. Задача была выполнена в рекордно короткие сроки. В этом приняли активное участие коллективы Мурманского пароходства, портов, дудинчане, норильскснабовцы, многие службы комбината». Но это пример решения конкретной задачи оборонного ведомства в Арктике. Перед промышленностью Заполярья стояли куда более масштабные задачи укрепления мощи страны в целом. Армии - броне ее танков и орудий, снарядам, пушкам, кораблям был нужен никель, стране, в экономическом соперничестве сверхдержав, была нужна валюта, за которую охотно покупали стратегически незаменимый металл. Потому его надо произвести здесь же, в суровом холодном краю, и вывезти кратчайшим освоенным путем - морским, выводящим к своим потребителям и на мировые рын­ ки. Пик остроты проблемы приходится на конец 60-х годов. Темпы развития норильского комбината уже не устраивают, и советское правительство принимает постановление о строительстве новых атомных ледоколов, специально для обеспечения беспрерывного круглогодичного мощного грузопотока на норильские стройки. В 70-80-х годах от причалов Дудинки в Мурманск идет и грузопоток встречный - норильская руда для комбинатов Мурманской области «Североникель» и «Печенганикель». Решение беспрецедентное, даже не укладывающееся в сознании: за тысячи километров, сквозь тяжелейшие арктические льды организовать перевозки миллионов тонн сырья, утяжеленные многократными перевалками сыпучего груза с использованием горнодобывающего, железнодорожного и морского транспорта. Такова плата за искусственное пополнение запасов месторождений медно-никелевых руд на Кольском полу­ острове, иначе грозила остановка комбинатов. Решение, между тем, и варварское: среди отходов при существовавших тогда способах переработки высокосернистой норильской руды - ядовитый газ, который улетает в воздушное пространство через денно и нощно дымящие трубы комбинатов. Там, в вышине, проникая в дождевые облака, он годами будет проливаться на Кольскую землю потоками 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz