Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ После того как наши ледоколы начали работать на Белом море, а потом на Балтике, мы начали понимать, что означает линейное су­ доходство. Когда «Вайгач» ушел на Балтику в первый год, месячный выжиг ядерного топлива у него превысил среднестатистический в два раза. Если у нас 50, 60, ну 65 тысяч мегаватт-часов отрабатывал, то на Балтике впервые он отработал больше сотни. И еще впервые столкнулись с тем, что за месяц не оставалось 24 часов на профи­ лактические работы. Наш атомоход там использовали по полной. Основная задача, которую мы ставим перед собой, - резкое уве­ личение эксплуатационного времени атомоходов. Эта задача уже заложена в проекты новых ледоколов: там скорость перезарядки ядерных реакторов станет заметно выше, чем сегодня, а сама перезарядка будет производиться раз в 10-15 лет. Мы не можем позволить себе, чтобы простаивала вещь, которая стоит 37 мил­ лиардов рублей. Все экономические обоснования нового атомного ледокола исходили из коротких сроков его ремонтов. По сути это означает даже отказ от ремонта как способа реновации судна и переход на регулярное технического обслуживание. Уходит время, когда мы сами полностью все ремонтировали, и делали это, когда что-то поломалось. Должно быть сервисное обслуживание, в основе которого анализ, прогноз технической эксплуатации - то, что сегодня во всем мире применяется. Надо заключать договоры сервисного обслуживания. Сейчас в дизельном флоте раз в неделю идет с судна пакет данных, которые сбрасываются производителю дизеля. Он информирует: я тебе сделаю профилактический ремонт, в порт по пути твоего движения поступят необходимые запчасти... Только так, иначе мы не окупим себя. Изменяется подход и к самой работе. До 2007 года мы работали с судами водоизмещением максимум 20 тысяч тонн. Те суда по своим массогабаритным параметрам были сопоставимы с нашими ледо­ колами. Сейчас мы уже работаем с судами 70, 100, 120 тысяч тонн. А на Ямале будут использоваться суда водоизмещением 160 тысяч тонн. Мощность этих судов будет 35-40 тысяч лошадиных сил. Она будет сопоставима с мощностью наших атомных ледоколов типа «Таймыр». У таких судов более серьезные инерционные составля­ ющие и мы должны обеспечить безопасность их движения. В этом плане опыт Балтики дал много. «Вайгач» был вынужден работать на полную мощность. Пришла «Россия» - использовалось 50-60% мощности. Это совсем другой, более оправданный стандарт безопас­ ности, мы не можем работать на пределе. А если говорить о пред­ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz