Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ После того как наши ледоколы начали работать на Белом море, а потом на Балтике, мы начали понимать, что означает линейное су доходство. Когда «Вайгач» ушел на Балтику в первый год, месячный выжиг ядерного топлива у него превысил среднестатистический в два раза. Если у нас 50, 60, ну 65 тысяч мегаватт-часов отрабатывал, то на Балтике впервые он отработал больше сотни. И еще впервые столкнулись с тем, что за месяц не оставалось 24 часов на профи лактические работы. Наш атомоход там использовали по полной. Основная задача, которую мы ставим перед собой, - резкое уве личение эксплуатационного времени атомоходов. Эта задача уже заложена в проекты новых ледоколов: там скорость перезарядки ядерных реакторов станет заметно выше, чем сегодня, а сама перезарядка будет производиться раз в 10-15 лет. Мы не можем позволить себе, чтобы простаивала вещь, которая стоит 37 мил лиардов рублей. Все экономические обоснования нового атомного ледокола исходили из коротких сроков его ремонтов. По сути это означает даже отказ от ремонта как способа реновации судна и переход на регулярное технического обслуживание. Уходит время, когда мы сами полностью все ремонтировали, и делали это, когда что-то поломалось. Должно быть сервисное обслуживание, в основе которого анализ, прогноз технической эксплуатации - то, что сегодня во всем мире применяется. Надо заключать договоры сервисного обслуживания. Сейчас в дизельном флоте раз в неделю идет с судна пакет данных, которые сбрасываются производителю дизеля. Он информирует: я тебе сделаю профилактический ремонт, в порт по пути твоего движения поступят необходимые запчасти... Только так, иначе мы не окупим себя. Изменяется подход и к самой работе. До 2007 года мы работали с судами водоизмещением максимум 20 тысяч тонн. Те суда по своим массогабаритным параметрам были сопоставимы с нашими ледо колами. Сейчас мы уже работаем с судами 70, 100, 120 тысяч тонн. А на Ямале будут использоваться суда водоизмещением 160 тысяч тонн. Мощность этих судов будет 35-40 тысяч лошадиных сил. Она будет сопоставима с мощностью наших атомных ледоколов типа «Таймыр». У таких судов более серьезные инерционные составля ющие и мы должны обеспечить безопасность их движения. В этом плане опыт Балтики дал много. «Вайгач» был вынужден работать на полную мощность. Пришла «Россия» - использовалось 50-60% мощности. Это совсем другой, более оправданный стандарт безопас ности, мы не можем работать на пределе. А если говорить о пред 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz