Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

экологические риски: любая утечка с такого ледокола масла, воды и т. п. может быть радиоактивной». Ну, это из привычного набора угроз «зеленых», повторяющихся при любом поводе поговорить об атомных ледоколах. Что ж с того, надо так надо... Интересное в комментарии агентства «ПортНьюс» начинается дальше. Само же агентство местами опровергает то, что оно заявило. Такой факт сообщается: «Атомные ледоколы «Россия» и «50 лет Победы» в зимнюю навигацию 2011/12 годов осуществили 23% от общего коли­ чества проводок судов линейными ледоколами в Финском заливе». Грубо говоря, четверть проводок судов. В переводе же на численный показатель оба атомохода в совокупности провели 322 судна. Про­ сматриваю сводку с данными о количестве судов, проведенных на Балтике в следующем, 2013, году 355 судов за 90 суток работы про­ вел один атомоход «Россия». Как видим, итоги двух лет сравнимы. Теперь посмотрим с другой стороны. Ледоколов разных типов, за исключением атомного, задействованных на Балтике в 2013 году, удалось насчитать 14. Уже по этим цифрам нетрудно соот­ нести объемы проделанного одним атомным ледоколом «Россия» и остальными: ну никак не выходит, что «работа одного атомохода равноценна работе линейного дизельного». Теперь о стоимости ус­ луг. Корреспондент Российского информационного агентства Анна Юдина приводит такие финансовые показатели: «Согласно данным Атомфлота, стоимость работы атомного ледокола в Финском за­ ливе в 2011 году составила порядка 3,3 миллиона рублей в сутки. Стоимость работы линейного дизель-электрического ледокола на Балтике составляет до 2,5 миллионов рублей в сутки». Согласитесь, это не в 4-5 раз дороже, как утверждает «ПортНьюс». А вот другая информация, приведенная им, наводит на размышления: «Как бы то ни было, по сути дела весь вопрос упирается в цены на нефть, по­ скольку для экономики России ключевым вопросом здесь является именно обеспечение бесперебойного экспорта нефти через порты Финского залива (Приморск и Усть-Лугу), доля которых в общем объеме перевалки нефти через порты России уже приближается к 50%... Пока цены на нефть остаются на высоком уровне (в районе 110 долларов за баррель), привлечение атомоходов, несмотря на всю их дороговизну, нам представляется экономически обоснованным. А вот если цены на нефть начнут падать, то ее экспорт через пор­ ты Финского залива при использовании атомного ледокола может оказаться вообще убыточным». Если в целом оценивать резюме, 148 Ілава 6. Особая миссия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz